Всем привет!
Немецкий знаменитый танк "Тигр" или Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I» оставил глубокий след в мировой истории танкостроения. Отчасти эта машина своей славой обязана гитлеровской пропаганде и многочисленным мемуарам. При этом, в течение полтора года после первого появления на поле боя, знаменитый танк действительно не имел достойных конкурентов из числа танков в войсках стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Даже в ходе наступательной операции в Нормандии войска союзников старались не вступать с ними в прямые боестолкновения, обходя крупные соединения "тигров" стороной.
Предлагаю сегодня поговорить об истории и последствиях поимки первых танков "Тигр" осенью 1942 года.
Надо сказать, что 9 ноября 1942 года англичане предупредили руководство красной армии о появлении нового тяжелого танка, передав некоторую информацию, которую удалось в результате боевых действий в Африке. Просили, при появлении любой информации об этих машинах, немедленно сообщать все что получиться узнать им.
Как поймали двух "Тигров"
На Восточном фронте, впервые тяжелые танки вступили в бой в августе 1942 года в составе немецкого 502 танкового батальона. Боевой дебют получился прямо скажем неудачным: болотистая почва Ленинградской области отнюдь не была идеальным местом для использования этих машин.
Наши этого дебюта не заметили, поскольку просто не знали о появлении новой техники в рядах немецкой армии. Тем не менее, для наших машин новые танки представляли очень серьезную опасность, пробивая броню и Т-34 и КВ-1 и КВ-1С с расстояния в полтора километра.
Конечно же, особенно опасным было столкнуться с целым подразделением таких машин.
Специально для танков "тигр" в немецких войсках была создана специальная тактическая единица "тяжелый танковый батальон" или "Schwere Panzerabteilung", представляющая собой отдельную воинскую часть, которая могла вести боевые действия как самостоятельно, так и быть приданной другим соединениям вермахта. По штату в таком соединении числилось 45 Pz Kpfw VI .
В течение всей войны союзники очень опасались этих машин, придавая им большое значение.
Накануне дня "Д", открытия второго фронта и вторжении союзников в Нормандию, тяжелые танковые батальоны были единственными подразделениями ниже дивизионного уровня, которые были отмечены на картах Британцев и Американцев.
Но, в 1942 году, как я уже сказал, дебют этих тяжелых машин под Ленинградом прошел незаметно, наши об этом еще не знали.
В то время мы начали операцию "Искра", целью которой был прорыв блокады Ленинграда.
Сначала, 13 января в ходе этой операции было обнаружено два взорванных танка нового типа: не повезло машинам с серийными номерами 250003 и 250006, одна из которых застряла, а вторая получила попадание в башню.
18 января наши войска захватили "Рабочий поселок №5". Неподалеку от него были захвачены две машины:
- Первый танк с башенным номером 121 и серийным номером 250004. Его экипаж просто бросил неисправную машину, у которой сломался двигатель и был неисправен радиатор.
- Не зная, что населенный пункт перешел в руки РККА, к нему выдвинулся командирский танк с башенным номером 100 и серийным номером 250009. Танк застрял в торфяной разработке, а его экипаж пошел в сторону поселка за помощью. Увидев солдат Красной армии немцы удрали, бросив полностью исправную машину.
Так Красная армия получила два тигра, а также краткую инструкцию к танку и даже путевые листы.
Операция "Искра" позволила начать обеспечивать осажденный город не только по "Дороге Жизни", но и пробила узенький коридор вдоль Финского залива. С помощью этого коридора танки были отправлены на "Большую землю". Наши специалисты немедленно приступили к их изучению.
И на этом на сегодня у меня все.
Продолжение читайте во второй части статьи об испытаниях Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I» на Кубинском полигоне.
Возможно, Вам понравиться статья "Неудержимый Т-34: как один наш танк сутки воевал с немецким гарнизоном города Борисова".
Берегите себя и своих родных!