10 подписчиков

Маковский. Поэзия с сиренью

181 год назад родился Константин Егорович Маковский. В XIX веке это был один самых успешных и высокооплачиваемых художников в мире. «Блистательный Константин» называли его заказчики и барышни, которые выстраивались в очереди за своими портретами.

К. Е. Маковский, "Дети, бегущие от грозы", 1872, ГТГ
К. Е. Маковский, "Дети, бегущие от грозы", 1872, ГТГ

Наверное, моё любимое творение этого художника «Дети, бегущие от грозы» (1872 г., ГТГ). Но сегодня мы полюбуемся его «Поэзией».

В 1888 году Сергеем Павловичем фон Дервизом для концертного зала своего петербуржского особняка были заказаны у Маковского 12 панно-аллегорий. Одной из серии этих работ была муза «Поэзии» в цветущей сирени.

К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала особняка С.П. фон Дервиза в Петербурге»
К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала особняка С.П. фон Дервиза в Петербурге»

На картине в образе музы изображена вторая жена художника Юлия Павловна Маковская (урожд. Леткова). И насколько картина-панно отражает стиль романтизма, настолько тривиальными и горькими оказались отношения художника с женой. От этого брака у художника было четверо детей. Самый известный Сергей Константинович Маковский – поэт Серебряного века, публицист, критик, организатор художественных выставок, основатель журнала «Аполлон». Будучи в эмиграции, он написал книгу воспоминаний об отце, а помогала ему в этом «Поэзия», смотрящая на нас с чудесной картины, полной лёгкости, весны и любви.

К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала особняка С.П. фон Дервиза в Петербурге» (фрагмент)
К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала особняка С.П. фон Дервиза в Петербурге» (фрагмент)

Большинство картин Маковского (в том числе греческие панно-аллегории) в частных коллекциях за границей. И это не удивительно, сначала у русских коллекционеров-меценатов не было возможности приобрести его работы, а после революции Маковский считался «вредным» художником и его картины раздаривали иностранным послам и главам государств за ненадобностью...

Так кто же теперь осудит человека, который сумел воспользоваться ситуацией, покровительством императорской семьи, востребованностью салонных портретов, пусть даже не раскрыв до конца свой талант? Но хоть пожил! Художник, который в нашей стране пожил хорошо при жизни! Вы в такое верите?