Хочу поделиться со всеми, кто рассматривает новый Suzuki Vitara для покупки, своими мыслями о выборе авто, личным опытом эксплуатации Vitara в течении одного года, а также рассказать о тех сомнениях и вопросах, которые у меня возникали в процессе выбора. Эта статья не сравнительный анализ разных марок и моделей, а скорее, мое вольное рассуждение на тему выбора автомобиля в современных условиях.
Сразу скажу - описывать известные факты и сухие технические характеристики я не буду. Если Вы всерьез рассматриваете Vitara к покупке, то наверняка уже изучили все доступные в Интернете материалы по этому поводу. Поэтому повторятся в сотый раз нет никакой необходимости.
Автомобиль я покупал новый (из салона), уже в рестайлинге. Атмосферный двигатель 1.6 (117 л.с.), 4WD, комплектация GLX. На текущий момент пробег составляет 15 тыс.км.
Про сам процесс покупки не рассказываю - торговля с дилером и выкручивание рук с дополнительными аксессуарами в подарок - это личное дело, умение и талант каждого. Тут, как говорится, кто на что горазд.
Мысль 1 - Философия Suzuki
При выборе автомобиля марку Suzuki изначально не рассматривал, т.к. в новостных лентах она мелькает редко и лично у меня находилась как-то не на слуху. Но в процессе просмотра всех доступных вариантов (за свои деньги конечно) очередь дошла и до Suzuki, т.к. у нас в городе есть официальный дилер. Почитав форум владельцев новой Vitara очень удивился, что общение по поводу каких-либо системных поломок, болячек и дефектов практически отсутствует - все обсуждения ведутся только на тему функциональности авто, сравнения с конкурентами и покатушек. Все остальное - разговоры на свободные темы. Изучив на просторах Интернета материалы об эксплуатации автомобилей Suzuki в целом, я сделал вывод, что марка пользуется славой как весьма и весьма надежная. О самой Vitara про качество и надежность в долгосрочной перспективе говорить конечно рано, т.к. эксплуатируется она владельцами только с 2015 года, но есть уже экземпляры с пробегами за 100 тыс.км. И о таких автомобилях я не нашел информации о каких-либо поломках. Немногочисленные отзывы владельцев гласят, что вплоть до ТО-6 (а это 90 тыс. км) кроме плановых работ ничего не выполнялось, замечаний по автомобилю у специалистов автосервисов не было. Информации о последующих ТО я не находил (наверное, искал плохо). Стоимость ТО при этом немного выше чем у остальных производителей.
Но в тоже время, сразу бросился в глаза и другой факт - отсутствие в автомобилях Suzuki новомодных функций (подогрев руля, лобового стекла, круговой обзор, панорамная крыша, электрипривод багажника, электронных помощников при движении и парковки и т.д.). Сразу оговорюсь - электронные помощники есть в комплектациях, поставляемых в другие страны. В Россию они не попали из-за того, что цена была бы еще выше, что в свою очередь негативно повлияло бы на спрос.
Мое мнение, что Suzuki делают упор на проверенные временем решения, остерегаясь нововведений. Они как бы и не против добавить новые опции в автомобиль и привлечь покупателя, но только после того как будут уверены в надежности данного узла. Вообще, Suzuki в России не хватают звезд с неба - они заняли свою нишу на рынке, нашли свой контингент покупателей, пусть и не большой, и удерживают его всеми силами.
По итогу картина следующая - Vitara имеет все действительно необходимые для каждодневного использования опции. При этом ни одна из имеющихся опций, скорее всего, не останется невостребованной для потребителя. Отсутствие подогрева всего и вся кому-то не хватит, но меня, как жителя Красноярска, отсутствие подогрева лобового стекла и руля за всю зиму ни разу не подвело и не разочаровало. Данный факт с лихвой компенсируется другими достоинствами.
Мысль 2 - Расстановка приоритетов
Выбирая автомобиль надо четко решить - какие аргументы являются для тебя приоритетными. Впрочем, данное утверждение работает только если твой бюджет ограничен. В мире автомобилей для любого покупателя вряд ли существует идеальный выбор. Каждый из вариантов будет чем-то не устраивать, иметь как свои плюсы так и минусы (самый частый минус - это цена). И часто приходится выбирать не то, что больше всего нравится, а то что меньше всего не нравится. Например, имея бюджет в 30 миллионов я покупаю Bentley, понимая что цена на него вроде бы высоковата, но с этим досадным недоразумением я справлюсь, но хотелось бы все таки подешевле.
Как бы ни было обидно, но основным приоритетом для большинства является комфорт. Этот критерий привит маркетологами, и все благодаря тому, что человек по определению пытается в первую очередь совершить самый простой выбор - купиться на красивый внешний вид и приятные ощущения, т.е. отдать предпочтения тому варианту, над которым думать не нужно. Мало кто задумывается о том, что машина должна еще и передвигаться, и очень желательно - с гарантированным уровнем надежности.
Для меня главными критериями при выборе стали надежность основных агрегатов, экономичность, габариты, эффективный полный привод и наличие классической АКПП. Я не сторонник менять машину каждые 3 года на более новую модель, поэтому долговечность стояла на первом месте. По этим параметрам Vitara подошла как никак лучше остальных. Я специально ничего не говорю про сравнение с другими автомобилями - это очень зыбкая и конфликтная тема, пусть сравнение каждый проводит по своим критериям. Скажу только, что брал тест-драйв на всех автомобилях - одноклассниках Vitara, которые можно было купить у нас в Красноярске, т.е. сравнивал все варианты лично.
Поразил подход к выбору автомобиля бюджетного уровня у большинства покупателей - люди стремятся к красивому и роскошному интерьеру и модным "фишкам", совершенно забывая об обратной стороне медали - последствие выбора остается с ними, как минимум, на несколько лет. Что толку от лоска за "5 копеек" если через 2-3 года он превратится в тряпку. И хорошо если человек отдает себе отчет в поступке, что эту машину он потом точно продаст, доплатит еще половину стоимости и купит другую новую. Но многие размышляют совсем иначе - они просто уверены, что покупая машину за 2 млн. они будут ездить на ней лет 10-15, передавая по наследству детям и внукам. Но когда "неожиданно" проблемы начинаются уже на 50 тыс. км. с недоумением бегут к дилерам и пишут гневные отзывы о неподобающем качестве.
Таким образом, останавливаясь на Suzuki Vitara я знал, что не получу всех модных и современных опций и а-ля "премиальный" салон, но получу надежного товарища с качественными агрегатами, который прослужит много лет даря удовольствие в дороге. Я решил сделать ставку на практичность, в ущерб современным опциям.
Очерки об эксплуатации
Теперь хочу чуть подробнее остановиться на не очевидных фактах, связанных с эксплуатацией Vitara, которые в видео обзорах и тест-драйвах обходят стороной.
Весь год Vitara проездила у меня только в г. Красноярске, с редкими выездами за 30-50 километров от города. Но уже этого хватило чтобы отметить следующие особенности:
- Расход. Поразительно, но технические характеристики в части расхода топлива, публикуемые Suzuki в рекламных буклетах, не врут. Согласно официальной информации расход Vitara в городе 7,5 литров. И я без труда добился такого показателя летом на летней резине (штатный Continental). Правда надо оговориться, что это при размеренной езде и без резких ускорений со светофора. Конкретный пример - накануне написания статьи прокатился с женой и ребенком вечером по всему городу, проехал почти весь Красноярск по периметру, пробок не было совсем, только светофоры. Специально сбросил замер расхода в самом начале пути. В итоге, на городском отрезке в 50км расход получился 6.3 л./100км. Зимой, с нечастым прогревом (раз в день по 20-30 минут) и на шипованной резине, расход поднимался до 9 литров. Замеры я делал сбрасывая показания одновременно с заправкой до полного бака. Т.е. приведенные мною цифры более-менее объективны и рассчитаны в среднем по пробегу в 450-500 км по городу. Сравнивая свои впечатления с друзьями и коллегами, которые купили новые машины других марок в последнее время - у них не получилось вплотную приблизится к характеристикам заявленным производителем. Такую тенденцию отмечаю не только я, если не верите - почитайте форум владельцев новой Vitara. Кто-то из пользователей писал, что на трассе получалось добиться расхода 4,3 л/100 км, при длительном переезде между городами.
- Динамика разгона. А вот здесь производитель соврал в своих показаниях, причем в большую сторону!!! Заявленный разгон Vitara с двигателем 1.6 4WD до 100км/час - 12.5 сек. Я засекал разгон раза 2 или 3 - больше чем за 11.6 сек у меня не получалось. На YouTube можно найти видео ролики где авторам удавалось получить разгон на атмосферном моторе до 100 км/ч за 11 секунд. И вообще, Vitara ощущается очень динамичным авто за счет малого веса. Ущербности в городском потоке и на трассе не чувствуется. Единственное с чем придется смирится, так это с шумом мотора при интенсивном разгоне из-за посредственной шумоизоляции. Опять же, надо понимать, что если вы привыкли кататься на трехлитровом турбодизеле, то Vitara покажется вам овощем. Поэтому правильно сопоставляйте автомобили. Как мне кажется, для неискушенного водителя динамика этого авто придется по вкусу. Однако нужно понимать, что чудес не бывает и из 117 л.с. не выжмешь какого-то запредельного драйва, но при умелом обращении с педалью газа и режимами AllGrip (см. ниже) получишь удовольствие и приятные ощущение от вождения.
- Вместительность салона. Встречал множество мнений, когда Vitara называли женской и не семейной машиной. Сразу же возникает вопрос - а какие кроссоверы того же класса можно назвать семейными, учитывая, что характеристики в каждом классе по определению приблизительно одинаковые, в том числе и объем багажника? Но откинем этот парадокс. По итогу - простор салона, по моему мнению, не уступает и не превосходит никого из одноклассников. В основной багажник (375л.) запросто помещается складной туристический стол, 2 больших складных стула, детская коляска и пара спортивных сумок + остается место для нескольких небольших пакетов. Если снять полочку багажника, то можно загрузить еще пару сумок или, например, палатку со спальниками. Надо учитывать, что за счет полноценного двойного дна багажника, дополнительно, в Vitara можно загрузить и все дорожные аксессуары (компрессор, лопата, провода, мангал, сапоги, трос и прочее). При этом, они не будут мешать основному багажу.
- Режимы движения (технология AllGrip). Все обзоры и тест-драйвы как-то обходят стороной эту опцию Vitara, если кто-то и упоминает данный функционал, до довольствуется только беглыми фразами содранными из официального описания Suzuki. Если вкратце - это технология управления полным приводом, мотором и КПП, в зависимости от выбранного режима и дорожных условий. Режима всего 4 - AUTO, SPORT, SNOW, LOCK. С их описанием, я думаю, вы также знакомы. Если нет - читайте официальный источник Suzuki. От себя скажу, что в полной мере оценил эффективность и функциональность каждого из режимов. Это не маркетинговый ход, а реально работающая технология, которая позволяет справляться с возникающими на дороге ситуациями. Если говорит по существу:
- режим AUTO - стандартный режим для города, дает минимальный расход топлива и неторопливый разгон при умеренном нажатии газа. Я предпочитаю использовать именно его в городе. Полный привод функционирует в режиме 95/5 (перед/зад), при пробуксовке - назад передается больше усилия. Это наиболее классический, я бы сказал пенсионерский режим;
- режим SPORT - здесь уже меняется реакция на педаль газа, она становится реактивной, без задержек + переключение АКПП происходит на больших оборотах + меняется распределение крутящего момента между задом и передом, обеспечивая более легкие маневры в поворотах. Я предпочитаю использовать данный режим на загородных трассах, динамика автомобиля очень сильно преображается по сравнению с режимом AUTO, складывается ощущение что автомобилю подкидывают откуда-то сверху еще 30-40 лошадей;
- режим SNOW - здесь система оказывает уже больше влияния на распределения усилия между передним и задним приводом. В данном режиме возникает необходимость при движении по заснеженным городским дорогам и трассам. По сравнению с тем же AUTO автомобиль ведет себя более предсказуемо на скользких поворотах и на собственном опыте могу сказать, что если в режиме AUTO прохожу поворот при 40км/ч (и при этом ощутимо начинает заносить зад), то в режиме SNOW тот же поворот и в тех же условиях получается проехать на 60-70км/ч, при этом дискомфорта в управлении и сноса авто я не ощущал;
- режим LOCK по сути помог мне всего 2 раза - выезжал из снега, зарывшись в нем по пузо (защитой двигателя плотно присел на снег). Здесь идет распределение крутящего момента 50/50 между передом и задом. Сделал для себя вывод - данный режим нужен когда вся надежда оставлена и когда ты сидишь в грязи или снегу по самые уши. Использовать его при попытках проехать ходом грязевую или снежную кашу смысла не имеет, с этим прекрасно справляется режим SNOW. Ну и стандартный совет - переоценивать полный привод у кроссовера не нужно, какой бы эффективный он ни был. К слову говоря, не смотря на небольшой клиренс - ни разу не чиркал защитой, хотя поводов было предостаточно - геометрической проходимости хватило в любых условиях. Поэтому не нужно слепо верить в цифры, просто проверьте на собственном опыте.
Существующие проблемы. По сути, могу отметить только 3 потенциальных проблемы в Vitara, которые периодически проскакивают в статьях и на форуме владельцев. Обращаю внимание, что отсутствие подогрева или жесткий пластик какого-либо элемента интерьера за проблему не считаю - это особенность, и каждый сам решает мирится с ней или нет. Проблема - это некий дефект или нестандартное функционирование какой-либо части автомобиля, которая по определению должна работать с заданным качеством. Итак, что можно отметить:
- Плохо закрывается дверь багажника. Судя по комментариям официалов и владельцев данная проблема возникает почти у всех и связана с герметичностью салона (воздуху в салоне некуда деваться при закрытии двери). Для себя я нашел единственный и самый действенный способ бороться с этим недугом - закрытие двери за штатную ручку багажника (углубление в торце двери). Хотя после года эксплуатации стал замечать, что дверь закрывается нормально и без этого, но иногда случаются осечки.
- Проблема с углами схождения колес на задней балке, вследствие чего достаточно быстро истираются задние колеса. Как уверяют официалы - этот дефект устранен в рестайлинге (2019 г.в. и позже), но судя по отзывам владельцев они встречается и у свежих экземпляров. Меня данная проблема обошла стороной. Пожалуй, это единственный момент в истории с Vitara, который вызвал просто недоумение - как можно было допустить такое.
- Сверчки, которые периодически возникают в районе передней панели. Тут все склоняются к тому, что причина этой проблемы - крепление передней панели на защелки-клипсы, которые и дают нехороший эффект. Я лично с данной проблемой тоже столкнулся и попробую решить ее на ближайшем ТО. Однако, каких-то неприятных ощущений мне это не доставляет, т.к. сверчки ненадоедливые и ненавязчивые.
Послесловие
Проехав на своей Vitara 15тыс.км. я с уверенностью могу сказать, что ни разу не пожалел о сделанном выборе. Каждая опция в автомобиле мною востребована и постоянно используется. Совершенно не возникает чувства, что обманулся и переплатил за ненужные опции. Хотелось бы, чтобы и надежность Suzuki не подвела в долгосрочной перспективе. Собственно поэтому я и готов был мириться с более высокой ценой Vitara по сравнению с некоторыми конкурентами. Хотя, как показывает рынок, многие конкуренты сейчас имеют сходные ценники, не давая тех ключевых технических преимуществ, которые я нашел в Vitara.
Vitara будет дарить вам радость в процессе эксплуатации если вы не ждете от него чего-то сверх-естественного. Просто проанализируйте ваши потребности, сопоставьте их с тем, что может предложить вам Suzuki и сделайте свой выбор, а дальше соглашайтесь или отправляйтесь искать более комфортный для себя вариант. Самое главное - призываю не поддаваться спонтанному чувству схватить то что вкусно, но выбрать то что полезно.
Кто-то сказал на форуме владельцев новой Vitara - с точки зрения ключевых узлов и агрегатов к автомобилям Suzuki ни один инженер не докопается. Все претензии, в основном, лежат только в плоскости завышенных требований к интерьеру.
Уважаемые читатели, убедительно прошу в комментариях не вспоминать Grand Vitara и не пытаться "опустить" новую Vitara - тошно уже становится, честное слово. Это разные машины. Как говорится "в огороде бузина, а в Киеве - дядька".