фото отсюда https://yarportal.ru/topic925069.html
Все мы слылаши, что видеокассеты можно использовать вместо катушечника. Но прежде чем обсуждать этот момент поговорим про то, что вообще официально творили с кассетами данной формы и размера.
Видео: Чб, Цветное мутное, Цветное порезче, Цветное Вещательное, Цветное ВАУ...
1. Цветное видео. Изначально VHS видик создан был для Японского рынка. В 1976м году компанией Victor более известной в Европе как JVC.
Компания Philips содала свой формат видика под названием VCC, у которого кстати еще и кассету нужно было переворачивать. А компания Sony создала чуть более компактную видеокассету формата Betamax.
Когда я впервые еще в школьные годы узнал, что там реализован алгоритм переноса цветной высокочастоной части сигнала на место яркостной с частотой ниже, я понятное дело спросил. -А как же была реализована совместимость с черно-белым видео более ранних времен? Но позже узнал, что видик это не катушечник, который был сначала моно, а потом стал стерео. Видик данного формата был изначально разработан когда телеведение во всю было цветным.
В Японском стандарте телевещания есть такой момент, что кадров там 30 и система цветности зовется NTSC. Не будем сейчас копаться в отличиях одной от другой. Нам сейчас важно, что 30 кадров требуют несколько большей скорости движения ленты нежели привычные нам 2.38 см в сек реализованные на системах PAL и SECAM. И это больше аж в полтора раза.
А лента в этих кассетах класса ХРОМ. Т.е. на скорости 3 с чем-то(виноват. точную цифру не нашел. пусть будет 3.5. Что трансформирует кассету на 180 минут в 120 и соотвественно 240 в 180) мы имеем качество звука как на кассетнике с лентой НОРМАЛ.
Когда же аппарат перебрался на Европейские рынки, то скорость движения ленты понизили. Кадров стало 25, продолжительность записи выгодно увеличилась. Но расплатой было и снижение качества изображения и снижение качества звука.
Как итог в 1982м году приделали к видику Хай-Фай звук. О нем чуть позже.
Помимо звука был еще режим пониженного качества с удовением продолжительности записи. Назывался он Long Pay(LP) и работал только в Европе и СССР. Что понятное дело некоторым странам не нравилось. На это они, некоторое время спустя нашли свой ответ. Назывался он Super Long Play(SLP). Правда по факту был всего лишь в 2 раза дольше чем обычный режим в Формате НТСЦ. Т.е. если в ПАЛ кассета на 240 минут превращалась в 480. Т.е. из 4 часов в 8. То тут эта же самая касссета, изначально вмещая только 3 часа, становилась всего лишь 6 часовой. Но за что-то все равно звалась Супер.
2. Черно-белое видео.
Примерно в эти же времена для нужд охранных систем был разработан специальный охранный режим. Он давал примерно 5 кадров в секунду. Дело в том что появление 4х головочного режима считывания видео ряда позволило получить полноценный стоп-кадр за один оборот барабана с видеоголовками. Там за счет диагонально-строчной записи получалась эквивалентная линейная скорость ленты аж в 8 метров секунду. Но для охраны столько не нужно. Нужно 5 кадров в сек в чб. Но так чтобы и при записи и при просмотре видео считывалось этим барабаном и самое главное выводилось на монитор показывающий 25 кадров в сек. Т.е. был реализован покадровый режим движения ленты. Она шла рывками в таких аппаратах. Зато на одну видеокассету на 240 минут записывались целые сутки.
3. Цветное изображение более высокого качества
Все кто видел изображение с видика знают, что сам телек с антенны показывал лучше. Примерно раза в 2. Так оно и было. Вещательное качество изображения обеспечивало 480 линий в то время как видик на нормальной скорости всего 200.
И вот кто-то взял да и изобрел ленту типа Металл. И ее недолго думая приспособили не только к аудиокассетам но и к видику. Это позволило сделать более узкими дорожки и записывать на одном барабане сразу 2 канала. На одном информацию о яркости, на другом о цвете. Не путать данный метод с Хай-Фай звуком. Там все еще хитрее и будет чуть позже о нем.
Назвали данный видик S-VHS. В кассете для опознавания типа ленты специальную дырочку сделали. Это повысило разрешение до 320 линий. Что было лучше. Но и стоило дороже. В те времена только профессиональный Betacam да Laser Disk обеспечивали качество вещательного уровня.
4. Качество еще выше
В 1993м году появлось телевидение выской четкости. Оно не было вещательным, но десяток моделей телеков его показывающих выпустили. Разрешением там было 2280х1140(могу чуть путать цифры, но оно было чуть чуть больше чем на фулл хд).
Для данного формата понятное дело был нужен носитель. А т.к. никто вещать в этом формате тогда и не собирался, то носитель обязан был быть домашнего толка. Им стали сразу 3 решения: 1. Wide VHS. 2. Betamax v 4.0 3. Laser Disk системы MUSE. Цифровым форматом из этих троих был только Лазер Диск. Там был хитрый декодер для работы с этим форматом, а дисков с фильмами выпустили аж 640 штук. Правда большинстов из них были от канала National Geographic. Но Назад В Будущее все 3 части тоже вышли. И еще несколько культовых боевичков. В инете можно найти видосики с тестами того как это все показывало. Качество было все равно ниже чем на Blue Ray.
5. Качество уровня Вау
В то время как Бетамакс оставался аналоговым до последнего момента своего существования VHS вдруг взял да и стал цифровым. В нем использовалась кассета S-VHS, а сам формат назывался D-VHS.
Произошло это в 2004м году. Аппарат имел несколько режимов работы с разным разрешением в уже привычных нам форматах 720p и 1080р и там так же менялась скорость движения ленты. Там даже был звук 5.1. Фильмов в этом формате вышло тоже прилично. Даже Я, Робот с Уиллом Смиттом выйти успел.
При этом данные видики обеспечивали совместимость с аналоговыми кассетами всех форматов. Их и сейчас еще можно в продаже найти. Тем кого атакует ностальгия по данным кассетам, но хочется приличного качества эта штука то что надо!!!
ЗВУК И VHS
ОООО тут было много чего понаделано!!!
Изначально звук был уровня аудиокассеты. Да еще и моно. Но потом некоторые компании стали делать и стерео. Позже при выходе на Европейские рынки качество звука понизолось. Но в 1982м появился Hi-Fi Stereo.
О нем мы поговорим чуть позже. Дело в том что 1982й год это знаковый год в истории эволюции мира. В этот год все Европейские и Американские студии звукозаписи массово и разово перешли на цифровой звук. Весь мастренг, все студийные записи, и прочие процессы сведения выполнялись в цифре. В мир вышел носитель под названием Компакт-Диск. А все что записывали на винил, увы, тоже стало сигналом с цифровых источников. Сначала сигнал был уровня Компакт Диска, а через пару лет все таки качество повысили до 96 кГц дискретизации и до 24х бит. И с этим форматом мы наслаждались новой музыкой аж до 2012го года. Были конечно и исключения, но редко и не всегда метко.
Если взять легендарный альбом Roger Waters Amused to Death то там часть треков аналоговые, часть на 96 кгц, часть на 48, и часть на 44. И все это и на виниле, и позже так и вышло на Blue Ray в формате 192 кГц 24 Бит. Исходники какими были такими и остались. Вся история развития звукозаписи в одной пластинке. Надо сказать Пинк Флоид и в 1977м со своей Стеной тоже аудиофилам Хрюшку подложили. Тем более им-то не привыкать. У них целая пластинка с этой Зверушкой на обложке. Но об этом в другой статье. Кстати, если, что я умеренный фанат данной группы.
Так же в этом году вышел формат объемного звука под названием Dolby Stereo, который для домашнего применения назвали Dolby Pro-Logic.
Ну и понятное дело под эти все форматы для домашнего применения нужен был носитель. И им стал... Ага... VHS.
1. Цифровой звук и VHS
На эту тему было 2 решения.
1. Линейная запись, как обычный звук. Как на аудиокассете. Скорость движения ленты 9 см в сек. Пишется сразу в несколько головок. Формат 44 кГц 16 Бит Стерео. Продолжительность 180 минутной кассеты(кстати ее популярность обусловлена не 2мя урезанными фильмами по 90 минут а одним полноценным 2х часовым в формате Японского и Американского рынка) соотвественно 45 минут - как раз один альбом разместить.
2. Диагонально-строчная запись. Формат 96 кГц 24 бит 8 каналов. Скорость движения ленты как на обычном видике. Формат использовался в мобильных студиях для музыкальных ТВ каналов и прочих концертных дел. Поговаривают звук легендарного Unplugged Эрика Кэптона в музыкальный студии канала BBС был записан именно на такую штуковину. На что и качество фотки на обложки пластинки намекает. Любили музыканты тех времен делать подобные намеки.
3. VHS как Жесткий Диск для компьютера
Да да! Было и такое. Час записи вмещал примерно 3 Гигабайта данных. Использовалась специальная коробочка которая подключалась к компу и в видеовход-выход обычного видика.
4. Аналоговый Hi-Fi стереозвук
И вот только теперь мы подошли к самому важному и к самому интересному для аудиофила звуку.
Дело в том, что лента типа Хром была использована на пределе возможностей при записи видео. Там не было возможности чисто физически вместить еще одну строчку рядом со строчкой изображения. И тут некоторые весьма педантичные инженеры кое-что сообразили.
Они подумали, что лента в целом весьма толстая штуковина и имеет весьма толстый магнитный слой. А чего бы нам не сделать 2 дорожки но в глубину? Одна снаружи а другая внутри. Подумали подумали. Поизучали поизучали. И Опа!!!! Сделали. Данная штука называлась технология магнитной фокусировки.
Работает это так. Видео-головка Хай-Фай видика, чисто железно фокусируется на глубину и занимает 85 процентов толщины магнитного слоя. А снаружи работает вторая головка которая записывает свои 12 процентов. Ну и 3 процента зазор, чтобы записи не наводились друг на друга.
Головки же видика без Хай-Фай считывают обе дорожки разом. От этого в левой четверти эркана на записях с Хай-Фаем наблюдается некоторая сетка. Это как-раз несущая аудиосигнала пролезает в видео. И ее невозможно отфильтровать. При этом то, что Хай-Фай видик считывает не всю запись с обычного видика проблемой не является.
5. Hi-Fi звук как замена катушечнику
Те кто так делал, и те кто это слышал, сейчас замерли в предверии того, что ж им Добрый Аудиофил-то скажет? Адуиофилы ж плохо признают бюджетные Хай-Фаи.
А этот еще и статью недавно написал где порвал данный стандарт в пух и прах. А что же он нам сейчас скажет?
Давайте вдумаемся. А именно вдумаемся вот во что: а есть ли у Европейцев другие сопособы обозначить качестввенный звук? Ага! Нету!!! Поэтому Хай-Фай то они на видике написали, но реально это не Хай-Фай!!!
О как!!!
Сейчас объянсю!!! Дело в том, что данный формат звука был нужен не только для стерео. Он был нужен для кино. Для Объемного Звука в КИНО.
Долби ПРо-Лоджик работает следующим образом. То что в 2х стереоканалах записано четко в фазе выделяется в центальный канал. А то что четко в противофазе летит в тыловой канал. Ну и там поправка на то что противофаза между каналами а относительно центра тыловой канал сдвинут на -90 и +90 градусов. Между ними те же 180 но зато с фронтальным звуком не путается.
Для работы всего этого чуда нужна высокая фазовая стабильность тракта. А это значит, что и азимут головки на Катушечных магнитофонах надо с ювелирной точностью выставлять. А это не у всех было сделано. Да и физически не всегда возможно. А тут то 2 канала на одной головке. Проблемы нет. Фаза стабильна. Да и детонация тут много ниже. Тем более что с ней реализованы еще всякие электронные способы борьбы, над которыми для реализации видеоряда, инженеры изрядно помучались. Детонация то есть. И исчесзла она вовсе не потому, что барабан резво вращается. Она устранена за счет смещения частот гетеродинов относильно дентонриующей опорно-пилотной частоты на записи. Варикапы там рулят.
Но ПРо-Лоджику этого всего мало. Ему еще и низкий уровень гармоник подавай. А то они тоже по фазе плывут. Особенно интермодуляции у которых фазобразование вообще есть биение между несколькими частотами в сигнале. Т.е. и это все на видике ультранизкое. Ну про шумы и говорить не стоит.
Итого имеем крутейший тракт по всем параметрам. Эквивалентная скорость движения ленты 8 метров в секнуду, детонация много ниже чем у самого крутого катушечника, да еще и низкий уровень искажений. Все это делалось ради того чтобы ПРо-Лоджик не хлюпал. Но с точки зрения записи винила на такую кассету тоже ВЕЩЬ!!!
Ну почти вешь....Есть одна проблема...
Как известно износостойкость на виниле это 100 прослушиваний без слышимых изменений звучания. На кассете 200 прослушиваний. На видеокассете лента конечно повыносливее но и головки там 25-30 раз за секнуду об нее трутся. В итоге износостойкость ее всего 20 воспроизведений. А дальше начинает потресикивать и порыкивать а еще дальше так и вообще индентификации - Хай-Фай то и дело слетает.
Но если использовать как копию с винила, для продления срока службы винила, то в целом, 20 раз с одной прокрутки пластинки суммарно продлевает жизнь пластинки до 2000 прослушиваний. А если записать одну кассету, а потом с нее делать копии для прослушивания. Качество тут такое, что так делать можно!!!
По сути это самый качественный с точки зрения высокой точности аналоговый носитель для звука.
Кто-то скажет, а как же там модуляции, перемодуляции?
Да, там частотная модуляция. Но такова ли уж это проблема? Давайте посчитаем. На виниле у нас звук сначала претерпевает коррекцию по ачх. Потом магнитное поле трансформируется в механическое колебание, то в свою очередь оставляет след на метериале, с которого делают металлическую копию, переживающую процесс термоусадки. Дальше с этой копии делают еще одну копию с термоусадкой. Потом печают винил, тоже с термоусадкой. Потом его воспроизводят и эти термоусаженные механические колебания трансформируются в магнитное поле, которое трансформируется в электрическое, которое потом выгибают по ачх.
На видео-кассете имеем. Модуляция, преобразование в магнитное поле в трансформаторе головок(там одна катушка статичная, а вторая на подвижной части барабана), преобразование назад в электрическое снова в магнитное на головках и запись на ленту. Далее счиытвание так же в 2 этапа перемагничивания и далее демодуляция.
Ну и у кого больше сомнительных циклов??? При этом на виниле звук офицаильно считается Волшебным!!! А тут-то выходит все еще лучше с точки зрения тракта!!!
Да. Есть 2 типа инженерии. 1. С целью получения высокоточной копии с катушки на катушку и VHS видик в этом плане эталон достижений этого направления. 2. Инженерия с целью получения удовольствия от прослушивания - тут другие правила.
И когда наконец инженеры-антиаудиофилы научатся отличать одно от другого???
Спасибо, что дочитали!!! Продолжение следует!!!