Тунгусский феномен породила рыхлая ледяная комета, «превратившаяся» по ходу движения в атмосфере в гигантскую шаровую молнию
Почему взрываются метеориты, вроде бы давно известно, но вот тайна Тунгусского феномена (1908 года) до сих пор будоражит умы и учёных, и дилетантов самого широкого профиля. Однако, даже дилетантские идеи бывают порой продуктивны.
«Совершенно непонятно, что подразумевают, когда говорят, что, де комета ВЗОРВАЛАСЬ на высоте 5 км. Что там могло взорваться в стремительно испаряющейся глыбе льда? Энергия каких химических связей высвободилась?» - вопрошают некоторые. Они полагают, что выделившейся энергии для достижения мощности в две тысячи Хиросим и уничтожения леса на площади в две тысячи квадратных километров элементарно бы не хватило, произойди взрыв на такой высоте. А если космический объект долетел до Земли, то где кратер?
Между тем в науке давно изучен эффект взрыва рыхлых космических тел в атмосфере. Ярким примером послужил, например, недавний Челябинский метеорит. При гигантской скорости вхождения в атмосферу перед болидом возникает зона всё более возрастающего давления, а за ним зона разрежения. Через мельчайшие поры и трещины раскалённый газ «вдавливается» внутрь тела и в какой-то момент происходит взрыв. Энергия падения массы под воздействием гравитации переходит в энергию её взрывообразного рассеивания под воздействием встречного давления воздуха. То есть, до земли практически ничего в компактном виде не долетает. Зато бьёт очень мощная ударная волна (с силой пропорциональной массе и скорости тела при его вхождении в атмосферу).
Но такая версия не объясняет странного поведения тунгусского болида. Изменения им траектории движения, нескольких чередующихся взрывов, разнообразных электрических явлений в атмосфере, мощных пожаров и т.п. И вот, появляется версия, до сих пор не имевшая хождения.
Тунгусский болид, в соответствии с ней, был ледяной кометой. Это само по себе не новость, а версия №1, но даётся оригинальное объяснение физики процесса.
Обычно комета окружена гигантским облаком водяного пара-льда, граница которого досгигла Земли гораздо раньше, чем само тело кометы, и, соответственно, позже покинула – отсюда и всевозможные электрические явления в атмосфере Земли до и после взрыва. Но вот само ледяное тело кометы, с вкраплениями металлов и ряда других элементов таблицы Менделеева, по ходу движения через всё более уплотняющиеся слои атмосферы превратилось в сгусток плазмы - раскалённого газа, в котором температура настолько высока, что электроны срывает с их устойчивых орбит.
«…Электрон примерно в 2000 раз легче противоположно заряженного протона, поэтому огромное встречное давление атмосферных газов вытесняло в хвост падающего кометного ядра в первую очередь свободные электроны (находящиеся на периферии), затем ионы водорода. А тяжёлые ядра постепенно концентрировались в голове раскалённого болида. Таким образом, образовался дипольный, скреплённый электрическим притяжением плазмоид по типу шаровой молнии, только несравнимо более объёмный, сигарообразной формы…»
И здесь находит своё объяснение странная траектория болида, который, по свидетельствам очевидцев, первоначально двигался на северо-восток, но где-то над Байкалом как бы «повернул» на северо-запад в сторону Эвенкии. Заряженный плазмоид, диполь, попавший в магнитное поле Земли, так бы себя и вёл. То есть, он падал бы в направлении магнитного полюса по всё более пологой траектории. К моменту подлёта в район Ванавары в этом диполе преобладал бы уже положительный заряд (часть электронов из хвоста «выдуло»). Тут и произошёл мощный разряд «двух тысяч молний»: потоки электронов от отрицательно заряженной Земли образовали тоннельные каналы для распыления падающей ионной массы плазмоида. Удар получился мощным, но не кулаком, а подушкой. Почему и не образовалось кратера. Ну, а повторные взрывы могли быть вызваны тем, что «шаровая молния» разделилась на несколько дочек, которые «взрывались» последовательно.
С одной стороны, «пир дилетантов», как говорится, но с другой, «а в этом что-то есть».
О самой последней версии (разработанной красноярскими учёными с помощью математического моделирования) читайте здесь