В эфире рубрика "Скандалы. Интриги. Расследования" :) Сегодня, когда современная химическая индустрия научилась создавать какие угодно цвета и оттенки, их разнообразие не вызывает вопросов. Но в средние века качественная краска была не только очень дорогой и редкой, но и становилась причиной серьезных конфликтов.
Я не буду вдаваться в подробности технологического процесса, зато расскажу несколько увлекательных историй про синюю краску, которые не обошлись без взяток, шантажа и даже убийств.
История первая: Красная против синей.
Оказывается жители Средневековья знали толк в информационных войнах и черном пиаре. Однажды в германском городе Тюринген в мастерскую витражей пожаловали производители красной краски, и предложили художникам мастерской кругленькую сумму за то, что те изобразят на витраже одной местной церкви ад не в красных, а в синих тонах. Так они хотели дискредитировать синий цвет и сместить его с модного пьедестала.
История вторая: Почему пьяных называют "синими"
В той же Тюрингии в 8 веке придумали способ получения синей краски из растения Вайда. Рецепт был прост: листья и стебли растения измельчали, заливали мочой и спиртом. Удивительно, но моча должна была принадлежать только пьяному человеку. Точно не известно, но из вышесказанного можно предположить несколько вариантов "рождения" этого рецепта. Краска готовилась по воскресеньям, и для этого все участники процесса напивались до беспамятства. Отсюда и пошло выражение "быть синим"=сильно пьяным. Такой способ получения синей краски использовался вплоть до 15 века, пока в Европу не завезли синий индиго из Индии. Ради поддержки "отечественного производителя" в 1609 году Генрих IV запрещает использование "дьявольского красителя" индиго под страхом смертной казни.
История третья: Арабы-монополисты
Ультрамарин, королевский синий, лазурит-это все названия синего пигмента, который получали из лазоревого камня. Добыча и переработка этого полудрагоценного камня велась исключительно в Афганистане, а импортировалась в Европу через Венецию. Из 100 гр камня получали всего 3 гр пигмента. Некоторые предприимчивые европейцы эпохи Возрождения пытались вывозить лазурит и получить пигмент на родине, только вот при измельчении в порошок он становился серым. Только арабы владели технологией измельчения камня с сохранением его природного цвета. Они быстро монополизировали рынок, а европейцам пришлось согласиться с ценой на пигмент в 5 раз выше золота.
История четвертая: Заплати за цвет
Следствие предыдущей истории. Синий был очень дорогим, и позволить себе использовать его в работах могли далеко не все художники. Большинство художников эпохи Возрождения брали плату вперед за использование синего. Поэтому если вы увидите на картинах глубокий синий цвет, то знайте-заказчик был богат и знатен.
История пятая: Караван-убийца
Никого не удивит, если я скажу, что разбойники постоянно нападали на караваны из Афганистана. Ультрамарин прекрасно сбывался на "черном рынке"(как бы это назвали сейчас), и за него можно было купить все что угодно. Перевозить его было делом сложным и опасным, а на службе гибли тысячи людей.
Конечно, в достоверности всех этих историй я не уверена, большинство из них может быть выдумано или приукрашено, но почему бы и нет.
Зато, когда я изучала эту тему, я наткнулась на книгу Виктории Финли: "Земля. Тайная история красок". Довольно занимательное чтиво, написано легко и интересно. Может кто-то из вас читал?
Может вы знаете какие-то еще интересные истории связанные с синей краской?Напишите мне в комментариях, а я добавлю их в статью от вашего имени. Мне кажется, может получиться интересно.
А тем, кому интересно узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать чтобы подписаться)
Ставьте 👍👍 и до новых встреч!