раннее развитие

Я, как опытный педагог-психолог, считаю,

что есть раннее развитие, которое абсолютно не лишит ребенка детства, а поможет ему не только научиться думать, но и выработать привычку к умственному труду, развить работоспособность, научиться реализовывать свои идеи и гордиться собой и своими достижениями. Разве может быть в полной мере счастлив человек, не обладающий возможностями реализовать себя, как личность, который ничего не хочет и ни к чему не стремиться. Ребенок, который до 7 лет занимается только собственным детством, не будет хорошо и с удовольствием учиться в школе – это, к сожалению, факт. Конечно, бывает и такое, но таких детей единицы, это дети обладающие способностями или какими либо особенностями от природы. Что касается обычных детей, а их большинство, то им для развития необходимо грамотное воздействие взрослого, и оно должно начинаться с рождения, а целенаправленное обучение с 1 - 1,5 лет. Это самое позднее. Если вы начнете заниматься с ребенком перед школой (5-6 лет), то научить его радоваться своим успехам, испытывать чувство гордости от каких-то побед и достижений уже невозможно. Дети, не приученные к этому, будут делать то, что от них требуют (это в лучшем случае) в худшем же, он будет отказываться, и это будет постоянным обучением «из под палки». Если вы хотите этого избежать, то лучше начинать с маленького возраста, когда у ребенка формируются первые понятия о том, что должно быть. И тогда, к 3-м годам занятия становятся нормой жизни, малыш не знает, что бывает по-другому. Что касается занятий, то они полностью проходят в игровой форме, их необходимо полностью подстроить под ребенка,

поэтому занятия с маленькими детьми должны проводиться только в индивидуальной форме, то есть один на один с ОБУЧАЮЩИМ. Если на занятии группа детей 2-х летнего возраста, то избежать каких-то негативных эмоций у детей невозможно, потому что маленькие дети – очень плохо воспринимают речь, быстро отвлекаются и теряют интерес. Это недопустимо. Почему? Секрет: чтобы увеличить произвольное внимание и привить усидчивость, необходим контроль со стороны взрослого – как только вы заметили, что малыш отвлекся, устал – постарайтесь привлечь его внимание еще немного и в следующий раз он будет проявлять интерес чуть-чуть дольше. Таким образом, увеличивая время качественного восприятия, вы формируете высокую и длительную концентрацию внимания и работоспособность. В раннем возрасте лучше использовать индивидуальные формы обучения. Тогда педагог может подстроиться под ребенка, он может дать ему любую информацию, так что малышу это обязательно понравится, и он испытает положительные эмоции. Если ребенок не захочет что-либо делать, можно отложить на потом или интересно обыграть, главное найти подход.

Существует еще одно опасение родителей: что ребенок начавший заниматься с раннего возраста, естественно, к 6-и годам бегло читает любой текст, может его понимать и воспроизводить, может совершать счетные операции с двузначными числами, достаточно хорошо пишет, владеет большим количеством информации, и поэтому теряет интерес к учебе – он ведь знает программу первого класса и ему становиться скучно. Это миф. Любой ребенок, как любой человек хочет признания и уважения, и когда он в классе оказывается одним из лучших – это приятно любому и как можно потерять интерес к учебе, если приходя в школу, ребенок испытывает только положительные эмоции, потому что ему не трудно, его хвалят, он выглядит очень хорошо при сверстниках. Такие дети пользуются уважением, уровень их самооценки начинает сильно расти и они чувствуют себя очень комфортно. Неужели, когда у первоклассника отношения в коллективе не складываются и учеба дается тяжело - может появиться интерес к учебе? Исключено! Человек - существо социальное,

поэтому для большинства людей важно признание, но это не приводит к душевному равновесию, наоборот загоняет человека в угол. Он стремится понравиться окружающим, делать то, что ему совсем не нужно, показать то, что ему не свойственно, говорит не свое мнение, живет в постоянном страхе, что его осудят, тем самым теряя самого себя - это неуверенность в себе. Подобный конформизм присущ большинству людей. Как уберечь своего ребенка от этого? Ведь он самое дорогое и важное в вашей жизни, он должен быть сильным, смелым и самым лучшим. Любить его безусловной любовью родителя, не смотря ни на что; показать, что он сам и есть абсолютная ценность, и неважно, что и как он делает, как себя проявляет, важно, что он есть и это самое главное. Много, но, к сожалению, не все. Человеку необходимо найти свое место в жизни, получать удовольствие от того что он делает и радоваться своим победам. Тогда ему будет не важно, что скажут другие, - какая разница, ведь он так собой доволен. И чем тяжелее задача, тем слаще победа, тем лучше внутреннее самочувствие! Конечно, это придет не сразу, придет с уверенностью в своих возможностях, с соответствующим отношением окружающих, с вдумчивым восприятием реальности и самого себя в ней. Заложите это с молоком матери, в буквальном смысле, не ждите какой-то возрастной адекватности, при правильном и полноценном общении она придет раньше и малыш больше успеет узнать. То, что у ребенка должно быть детство, и он должен прыгать и веселиться до 5 – 6-и лет – абсолютное безобразие. Процесс обучения в школе для таких детей –

это каторга с бесконечными слезами и истериками. Малыш в первом классе переживает такое количество негативных эмоций, что привыкнуть и полюбить учебу невозможно. Представьте, до 5-и лет, он беззаботно проводит время и делает только то, что захочет. И тут, не с того не с сего (в понимании малыша), его отрывают от любимых занятий и все, кому не лень, начинают сажать за парту: заставлять учить буквы, цифры, держать ручку, думать, твердят про какую-то школу, – будь она не ладна. А как иначе? В таком контексте вряд ли можно проникнуться пользой и ценностью обучения. Хочется остановиться на самых распространенных «любимых занятиях» детей, занятых только своим детством. Это, бесспорно, мультики и компьютерные игры. Детей, большую часть времени, проводящих ТАКИМ ОБРАЗОМ, мало чем можно заинтересовать. Это настолько сильные раздражители, что мамины игры и сказки не идут не в какое сравнение. Малыши, просиживающие часами за просмотром мультиков и игрой в компьютер, плохо воспринимают устный материал в школе, не любят читать, не могут долго сохранять произвольное внимание. И это малая толика проблем. Чем позже малыш узнает что такое компьютерные игры и телевизор, тем интереснее ему будут развивающие игры со взрослым. Что гораздо полезнее. Нельзя забывать о том, что всему свое время и на все должна быть мера. Если у ребенка есть привычка к труду, усидчивость, работоспособность, опыт освоения каких-то навыков, то учеба в школе, как минимум, не принесет разочарований. Если занятия и результаты, стали частью его жизни тогда, когда он даже не помнит, то малыш и представить не может, как может быть по-другому. Это норма и необходимость. Это закладывается в раннем детстве и становится частью личности. При таком раскладе удастся избежать многих проблем в будущем.

Нельзя терять время! Ни одного дня! Малыш от рождения до 5-и лет способен узнать и понять столько, сколько не сможет за всю свою жизнь, в этот период закладывается фундамент, если он будет не прочным – рассчитывать не на что. Это возрастная особенность малышей, потом можно не спешить. Все, что вы упустили или посчитали ненужным, он изучит сам, такова природа. Главное положить начало. Сделать это не трудно: Можно развивать ум ребенка, используя специальные методики и технологии, которых множество, а можно просто использовать развивающее обучение. Как написано ранее, мышление начинает развиваться где-то в возрасте одного года – это, так называемый – сенситивный период развития, то есть самое подходящее время. Все логические операции (анализ, синтез, обобщение, классификация) можно развивать на одном занятии. Не зачем изобретать велосипед, начните с простого – изучите цвета, формы, величины; окружающий мир, буквы и цифры. Дальше обучение чтению, рисованию, устному счету, письму – как развитие знаковой функции мозга. Создаем базу для появления абстрактного мышления – как высшей формы развития интеллекта. Не думайте, что это сложно. Даже осьминоги при правильном обучении способны различать до 8 геометрических фигур. Ваш малыш гораздо умнее, не сомневайтесь. Эта же задача решается при правильном изучении букв и цифр, потому что ребенок учится не только читать и считать, но и думать. Как это происходит?

Почему - то многие родители считают, что обучение чтению, это просто приобретение навыка. Это не так. Ребенок, который научился читать, делает огромный скачок в развитии, потому что у ребенка развивается мышление и не только… Почему? Потому что буква – это символ, обозначающий звук речи, цифра - это символ, обозначающий количество, так же как и слово – это символ, обозначающий предмет или явление. Мы мыслим символами – это и есть абстрактное мышление, которое обеспечивает знаковая функция мозга. Изучая знаки и их значения - мы развиваем мышление. Когда ребенок учиться читать, у него развиваются логические операции, он учится анализировать слово, синтезировать отдельные звуки, значит, посредством простого обучения ребенка читать - вы решаете 2 задачи. В процессе обучения развиваются все психические процессы ребенка: восприятие, естественная память, мышление и речь. Это - во-первых. Во-вторых, если ваш ребенок к 4 годам научился читать, то проблем с русским языком и чтением в школе у него уже не будет, потому что развит фонематический слух, он не пропускает буквы при письме и во время чтения. Чтение – это навык, который формируется годами, как и любой другой. Чем раньше малыш начнет читать, тем лучше у него будет получаться. И самое главное – есть такое понятие как природная грамотность, когда человек пишет автоматически, не задумываясь и без ошибок. Что это? Это особенность памяти детей раннего возраста, которые хорошо запоминают на уровне подсознания. Чем раньше малыш начинает читать, тем больше он запоминает слов, именно в их написании. За свою многолетнюю практику, я в этом убедилась! Если ребенок к 4-м годам хорошо читает, хотя бы отдельные слова – он читает все, что попадется на глаза и автоматически запоминает написание слов и предложений – это и обеспечивает грамотное письмо. На основе личного опыта и многолетней работы, я считаю , что начинать систематическое и целенаправленное обучение чтению и счету оптимально с 1,5 – 2 лет.

До этого возраста необходимы другие занятия, которые принесут больше пользы развитию именно интеллекта и речи. Это не трудно и помимо всего прочего гораздо важнее, чем учить чтению и счету младенца. До этого возраста чтение и счет можно положить только на память, то есть обучать путем механического запоминания, используя сигнальные карточки, но, на мой взгляд, лучше подготовить мозг малыша к осознанному восприятию. Ведь важно не столько приобретение навыка, сколько развитие мышления. Существует много методик раннего развития и обучения, в том числе чтению и счету, Например самые известные – это методики Зайцева и Домана, ОНИ, как и прочие ОСНОВАНЫ НА СВОЙСТВАХ ПАМЯТИ маленьких ДЕТЕЙ – малыши легко и быстро запоминают всё практически с первого раза. Многие родители могут с этим не согласиться, потому, что ребенок не всегда расскажет или покажет то, что узнал на занятиях со взрослым. Можете не сомневаться - ни одно ваше слово или действие, направленное на развитие и обучение, не проходит для малыша даром, оно оседает в глубинах его мозга и ждет своего часа. Необходимо время на то, что бы информация улеглась в голове ребенка и проявилась: скорее всего, это произойдет спонтанно, когда вы не спрашиваете и меньше всего ожидаете. Но наличие большого запаса информации не обеспечивает высокий уровень психического развития. Это не проблема памяти, а отсутствие способности управлять своими психическими процессами. Детям трудно выдать какую-либо информацию в нужный момент потому, что они не умеют управлять своими психическими процессами, у них отсутствует система знаний, которая формирует общие понятия и дает возможность

памяти, последовательно восстанавливая информацию, достать нужную; и что самое главное, - малыш не умеет думать. Процесс мышления – это свойство мозга, которое позволяет из беспорядочных данных создать некую стройную систему, каталогизировать их, связать неким смыслом, что дает возможность легко и быстро пользоваться этими знаниями, а также обрабатывать новую информацию, находя её место в системе путем установления причинно-следственных связей, таким образом, расширяя сознание. Именно этому вы должны научить ребенка – это и есть цель, чему бы вы его не учили: чтению, счету или рисованию, заботьтесь о том, чтобы малыш учился осознанно, не путем механического запоминания, это и есть самый главный секрет развития интеллектуальных способностей. Мышление развивается поэтапно, питаясь большим количеством информации. Поэтому чтение, и прочие умения и навыки, помимо всего прочего, лишь средство решения более важных задач - научить малыша думать. Технология развития и обучения Все, что нужно, чтобы не тратить время, а просто начать.