Жизнь вносит коррективы - еще недавно хотел купить импортный полноприводный микроавтобус для семейных путешествий по регионам, сейчас присматриваюсь ко всему, что есть на рынке.
Изучив опыт владения реальных людей на Drive2, обратил внимание, что все больше людей выбирает "Соболь 4х4", пересаживаясь на этот аппарат как с другой отечественной техники, так и с иномарок.
Решил разобраться в вопросе, что же такое "Соболь", в итоге набрал материал и грех было им не поделиться. Получилась вот такая история.
Все началось с "ГАЗели"...
В конце восьмидесятых годов на ГАЗе начали разрабатывать перспективное семейство коммерческих автомобилей грузоподъемностью до полутора тонн. Как показала история, это решение оказалось исключительно своевременным и для завода поворотным. Вместо громоздких среднетоннажных "газонов", завод предложил современный, европейский подход к конструированию грузовиков с использованием узлов легковых авто.
"ГАЗель" стала первым в России автомобилем, разработанной по компьютерной технологии проектирования производства CAD‑CAM. Использовался аналитический расчетов штампов и пресс‑форм с использованием различных компьютерных программ.
Сейчас подобным путем разрабатывают все автомобили, но тогда это было исключительно передовое решение, позволившее радикально сократить срок разработки модели. Всего четыре года вместо десяти!
Множество деталей, включая карбюраторный двигатель ЗМЗ-402, узлы тормозной системы, редуктор заднего моста и т.д. были унифицированы с "Волгой". Однако вместо передней независимой подвески использовалась зависимая, с жесткой кованой балкой - все таки, грузовик.
Запущенный в 1994 году автомобиль быстро стал настоящим хитом, который буквально вывез завод из пучины развала страны. "ГАЗели" стали супер-массово использоваться в перевозках людей и грузов, как в городах, так и за их пределами. Вскоре "ГАЗель" захватила почти 60% рынка отечественного коммерческого транспорта, удерживая эту отметку несколько лет.
Путь ГАЗели начался с бортового кузова, после первоначального успеха появились и цельнометаллический фургон, требовавший дорогих кузовных штампов, и полноприводные версии с двухскатной ошиновкой.
Автомобиль постоянно модифицировался, на нем появились современные впрысковые и дизельные двигатели. Помимо грузовых и пассажирских фургонов, на шасси ГАЗели стали делать самые разные транспортные средства - от цистерн до уборочных машин, от кранов-манипуляторов до автомобилей скорой помощи. К середине первой декады 21 века, количество только заводских модификаций составляло более 250 наименований, а с незаводскими - и более трехсот.
...но "Соболь" - это вам не ГАЗель!
Впервые ГАЗ‑2217 «Соболь» был показан на Московском автосалоне в 1996 году, и для многих представлял собой укороченную пассажирскую "ГАЗель" с уменьшенной грузоподъемностью.
Но в действительности, "Соболь" никогда не был "ГАЗелью", несмотря на очевидное внешнее сходство, обусловленное унификацией (достигающей 71%).
Начнем с того, что у "Соболья" было полностью оригинальное шасси, с бесшкворневой независимой двухрычажной передней подвеской (ее взяли от "президентской" "Чайки" ГАЗ-14) с газонаполненными амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Тут была совершенно другая рама, задний мост с одинарной ошиновкой. Дисковые тормоза спереди получили увеличенный диаметр дисков и плавающие однопоршневые суппорта.
И, конечно же, более комфортабельный по сравнению с пассажирской "ГАЗелью" салон и кабина водителя.
Основной упор был сделан на продвинутые двигатели - 2.3 с электронным впрыском, 16-клапанные, с двумя распредвалами, мощностью в 145 л.с., а также дизель ГАЗ-560, он же австрийский Steyr. Главная пара была изменена с 5.12 на 4.55 для лучшей динамики.
Но главное - идеология автомобиля была совершенно другая. "Соболь" задумывался как офис на колесах, или семейный автомобиль, с вытекающими из этого преимуществами в комфорте и удобстве ежедневной эксплуатации. По динамике и управляемости, "Соболь" оказался гораздо ближе к легковушкам, чем к "ГАЗели".
Полный привод + комфорт. А что, так можно было?
Спустя несколько лет семейство "Соболь" было дополнено полноприводными модификациями с двухскоростной раздаточной коробкой, передним мостом и карданными шарнирами в трансмиссии. Конкурент такой версии был очевиден - аскетичный, морально и технически устаревший автомобиль другого российского автозавода (не буду показывать пальцем).
Это и определило популярность полноприводного "Соболя" среди автотуристов, охотников, рыболовов, джиперов и всех тех, кому был нужен вместительный и очень проходимый автомобиль, при этом вполне доступный и в обслуживании доступный и неприхотливый.
А еще - заметно комфортнее, надежнее и безопаснее конкурента, благодаря не бескапотной, а полукапотной компоновке и значительно более современной конструкции. Заводская гарантия, кстати, 80 тысяч километров или три года. Гарантия от сквозной коррозии, к слову, 5 лет.
Характеристики полноприводного "Соболя" оказались более чем убедительными не только для автотуризма по дорогам с твердым или не очень покрытием, но и для серьезного бездорожья.
Уже в базе клиренс 205 мм, но это до картера моста, то есть по факту заметно больше. Глубина преодолеваемого брода - более полуметра. Привод - подключаемый полный, с задней блокировкой. Под капотом - современный дизель Cummins 2.8. Вместо крестовин в карданах используются ШРУСы Dana. По асфальту "Соболь" едет намного лучше конкурента - управлять им просто даже на высокой скорости.
Плюс к этому - практически неограниченный потенциал для внедорожной или туристической доработки.
На базе различных версий "Соболя" успешно делают автокемперы и машины сопровождения для внедорожных экспедиций. Колесная база может быть увеличена до 3.5 м.
Но чаще всего из доработок достаточно просто более зубастых колес, хорошего троса, и отличной компании.
Можно всю семью посадить, и поехать путешествовать по России и не только.
Но лучше всего талант "Соболя" раскрывается именно там, где много плохих дорог, а местами нет вовсе.
Много машины за адекватные деньги
В свое время первые "Соболи" в серию одновременно с дефолтом 1998 года, их долларовая стоимость тогда упала втрое, что только добавило машине популярности. Сегодня за цену любого иностранного конкурента можно купить минимум три "Соболя". Цены на семиместный полноприводный "Соболь" варьируются сейчас в рамках антикризисной скидки от 970 0000 рублей за бензиновую версию (неважно - высокая или низкая крыша) до 1 270 000 рублей. В списке опций есть все необходимое, включая кондиционер. Блокировка заднего моста Eaton устанавливается бесплатно - обычно это недешевая опция.
При этом дилера можно еще "утоптать". Если старую машину отдаете на утилизацию, это минус 100 000 р. Льготный лизинг или кредитование по госпрограммам помогает скинуть еще до 12.5% от стоимости. Возможна рассрочка на 2 года или "нулевой" кредит без первоначального взноса. Если все просуммировать, то от цены прайса можно скинуть 284 500 рублей. То есть полноприводный семиместный микроавтобус, с задней блокировкой, с крутым дизелем Cummins, будет стоить всего миллион рублей. Есть о чем задуматься. Больше подробностей по скидкам и комплектациям "Соболька"по этой ссылке. В любом случае, если буду брать “Соболя”, то только нового, с высокой крышей и блокировкой, и “допиливать” под себя.
А пока готов выслушать ваше мнение - что думаете про "Соболь" 4х4, в качестве семейного авто для путешествий по России? Жду ваших комментариев!