Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Наконец мы прошли всю южную стену до трансепта. Путь был нелегок, но придется возвращаться, так мы упустили из виду важную часть интерьера собора - его витражи. В каждой травее расположены довольно узкие, но очень высокие окна, вся поверхность которых покрыта многочисленными изображениями эпизодов из библии или из жизни святых.
Витраж, расположенный первой травее, над гробницей архиепископа Ариберто, посвящен жизни апостола Иоанна Евангелиста, одного из любимых учеников Христа (вместе с Петром и Иаковым). Его создал Кристофоро де Моттис в 1473-1477 годах по заказу коллегии нотариусов.
После смерти Иисуса апостол Иоанн проповедовал в Малой Азии и стал единственным из двенадцати апостолов, кто не погиб мученической смертью и смог дожить до глубокой старости.
За восемь месяцев до описываемых событий, в сентябре 2018 года, мы с супругой видели весьма впечатляющие развалины древнего города Эфес, находящегося недалеко от турецкого курорта Кушадасы, где мы останавливались на несколько дней. Именно с этим великим городом древности связаны основные события жития святого Иоанна, которому Христос доверил заботу о своей матери. Домик Богородицы в горах недалеко от Эфеса, в котором дева Мария провела последние годы своей жизни, нам также довелось посетить.
Видели мы и развалины знаменитого храма Артемиды Эфесской. От него, по большому счету, осталась одна колонна и несколько обломков вокруг нее.
Однажды Иоанн молился в этом храме, изгоняя демонов, и силою его молитв храм обрушился. При этом никто из находившихся там людей не пострадал. Пораженные жители города стали массово обращаться в христианство. Этому сюжету посвящена одна из частей витража.
Храм Артемиды Эфесской знаменит, прежде всего, тем, что был сожжен неким Геростратом, который хотел таким образом увековечить свое имя в истории. Как мы видим, ему это удалось, несмотря на строгие меры, которые были приняты для того, чтобы уничтожить память о поджигателе.
Таким образом, Герострата и апостола Иоанна объединяет разрушение одного и того же храма. Только первый сделал это ради собственной славы, а второй - во славу Господа.
Кстати, искатель славы сжег храм в 356 году до нашей эры, в ту самую ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился Александр Великий. Именно по инициативе великого завоевателя храм был впоследствии восстановлен.
По всей видимости, после обрушения Иоанном, как и после нашествия готов в 268 году, храм тоже удалось восстановить. Окончательно закрыт он был только в 5-м веке.
Недалеко от руин храма Артемиды Эфесской находятся руины базилики Святого Иоанна, построенной в 6-м веке императором Юстинианом на месте предполагаемого захоронения апостола. Это был один из самых грандиозных и почитаемых храмов своего времени, но нам его показали, к сожалению, только издалека.
Витражи во второй, третьей и четвертой травеях посвящены сюжетам из Ветхого завета. На них можно разглядеть Адама, готового вкусить запретный плод, Каина, убивающего Авеля, Ноев ковчег в виде деревянного плавучего дома о трех этажах, Авраама, приносящего в жертву своего сына Исаака, Иакова, видящего во сне лестницу, по которой с неба спускаются ангелы, Моисея перед неопалимой купиной, его разведчиков, несущих огромную виноградную гроздь, украденную в Ханаане, евреев, собирающих манну небесную, Иисуса Навина, останавливающего солнце, Самсона, убивающего льва и многое другое.
Витраж над саркофагом Оттоне и Джованни Висконти (во второй травее) выполнен ломбардскими и фламандскими мастерами 16-го века и помимо ветхозаветных сюжетов содержит изображения страстей Христовых.
Говорят, что их создатели вдохновлялись гравюрами Альбрехта Дюрера (1471-1528). Сравнил. Работы Дюрера показались мне более своеобразными, но определенное сходство безусловно есть.
Кстати, за шесть лет до описываемых событий, в мае 2013, возвращаясь из Швейцарии, мы посетили чудесный баварский город Нюрнберг, родину великого художника. В городе много достопримечательностей связанных с Дюрером: памятник, скульптура зайца и, конечно, дом-музей, расположенный в самом центре города рядом со средневековым замком.
В музей мы не попали, но пообедали в ресторане рядом с ним, который, если верить табличке, почти на полтора века старше самого Дюрера (работает с 1328 года). Его цены показались нам очень демократичными, особенно после Швейцарии.
В создании витражей третьей травеи (над списком архиепископов), по некоторым данным, принял участие другой известный художник - Джузеппе Арчимбольди (ок. 1526-1593), который родился и умер в Милане, но известность получил работая в Вене и Праге при дворе императоров Максимилиана II и Рудольфа II.
Над витражами молодой художник работал со своим отцом - Бьяджио. Род Арчимбольди происходит из южной Германии и восходит к временам Карла Великого. Прадед художника Гвидантонио (1428-1497) и еще двое его родственников были архиепископами Милана в конце 15-го и середине 16-го веков. Гробница всех троих, как ни странно, расположена прямо напротив описываемого витража - в третьей травее северного нефа.
Неординарное творчество Арчимбольди было высоко оценено при жизни мастера. Например, за портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, он получил почетный титул пфальцграфа. Однако после смерти Джузеппе, его наследие было надолго забыто. Интерес возродился в 30-х годах двадцатого века. Некоторые критики считают, что он предвосхитил сюрреализм.
Продолжение здесь.