Интересный КУЗБАСС. Усть-Кабырза или вверх по р.Мрассу.

Скульптура "Золотая Шория", г.Таштагол

Юг Кузбасса (Кемеровской области) - жемчужина нашего края! Невероятной красоты горы, скальные массивы, горные реки потрясают воображение вновь прибывших туристов и бывалых в том числе. Это и хребет Мустаг, и Катунские утёсы, и Спасские дворцы, и Куйлюмские скалы и величественная Мрассу! Всюду чувствуется незримый ДУХ Шории, пронизывающий всё вокруг!

август, 2017г

В настоящий момент все наши вело-маршруты ограничены пределами области из-за карантина, поэтому мы ещё раз и ещё раз обкатываем все наши достопримечательности. В этот раз решили прокатиться до посёлка Усть-Кабырза и посвятить один день водной экскурсии вверх по реке Мрассу. Некоторые в тех краях не были ни разу, а моё первое знакомство с Кабырзой состоялось три года назад. В тогда это было целое приключение! Но теперь дорога мне хорошо известна и всё вокруг кажется родным.

Подъём в первый перевал высотой 675м

Часть друзей с детьми поехали на автомобилях, а я, Вадим, Саша, Юля и Дима отправились на велосипедах. При чём Дима стартовал прямо из Новокузнецка, а мы забросились до Таштагола электричкой и от туда уже выехали вместе с ним. Там же в Таштаголе докупили продукты и часть отправили на авто. Впереди предстояло проехать 50 км с набором высоты ок.800м. Маршрут не представляет особой сложности, но солнце стояло уже высоко и жара стояла нестерпимая. Благо, это не трасса, вокруг лес и можно охлаждаться в тени деревьев, что мы и делали.

Юг Кузбасса (Кемеровской области) - жемчужина нашего края! Невероятной красоты горы, скальные массивы, горные реки потрясают воображение вновь прибывших туристов и бывалых в том числе.-4

В шестом часу вечера мы наконец перевалили последнюю горку и выехали к реке Пызас, где нас уже ждали друзья, разместившись на широкой поляне с готовым шашлыком!

р.Пызас

В темпе мы установили палатки и первым делом полезли в воду купаться. Лично я мечтала об этом всю дорогу! Вода в Пызасе прохладная, бодрящая - самое то в жару!

Юг Кузбасса (Кемеровской области) - жемчужина нашего края! Невероятной красоты горы, скальные массивы, горные реки потрясают воображение вновь прибывших туристов и бывалых в том числе.-6

Следующий день лично для меня начался не с кофе. Перед тем, как отправиться умываться на реку, я обнаружила, что меня цапнул клещ! Хотя и одежда обработана, но этот гад всё-таки каким-то образом ухитрился зацепиться. Клеща вытащил Вадим, хотя он ни разу этого не делал. Просто посмотрел видео, как это делает врач при помощи обычной нитки, и у него получилось! А сразу по возвращению в город, я в травме получила свою ударную дозу иммуноглобулина.

р.Пызас

После завтрака, собрав лагерь, друзья первым делом отправились к часовне в Усть-Кабырзе. Часовня Петра и Февронии установлена высоко на горе недалеко от турбазы "Трёхречье". В том же 2017 году, когда мы с Вадимом первый раз приехали сюда, тоже вначале поднялись на гору к часовне. Вид оттуда восхитительный! Вся долина, где сливаются реки Мрассу, Кабырза и Пызас, как на ладони!

Юг Кузбасса (Кемеровской области) - жемчужина нашего края! Невероятной красоты горы, скальные массивы, горные реки потрясают воображение вновь прибывших туристов и бывалых в том числе.-8

Надо вам немного рассказать о самом посёлке. Его история уникальна в своём роде. Выдержка из справочника: // Усть-Кабырза — один из старейших посёлков Горной Шории. Археологи, работавшие здесь, обнаружили три поселения бронзового века, уникальный посёлок древних металлургов и захоронение так называемой Кабырзинской принцессы, саркофаг и все вещи которой сейчас находятся в Таштаголе. В 1947 г. в Усть-Кабырзу этапируются первые политзаключённые для работ на лесозаготовках. И лишь в 1998 г. колония была полностью расформирована. Задолго до этого 1989 г. был создан Национальный Шорский Парк, а в 2011 году здесь был открыт Музей Трёхречье, являющийся реконструкцией Шорского ГУЛАГа. // Более подробно можно прочесть здесь.

Юг Кузбасса (Кемеровской области) - жемчужина нашего края! Невероятной красоты горы, скальные массивы, горные реки потрясают воображение вновь прибывших туристов и бывалых в том числе.-9

А вечером у нас намечена экскурсия на моторной лодке вверх по Мрассу. Безусловно, это самое яркое впечатление! Вспоминаю как в 2017 г. мы точно также плыли на моторке под дождём. Туда два с половиной часа и обратно почти час. Продрогли, промокли насквозь и отогревались после два часа в бане.

август, 2017г.

Но на этот раз погода нас радовала! 11 взрослых и 3 детей - в таком составе мы погрузились в лодку и поплыли вверх по реке, наслаждаясь встречным ветром и брызгами!

Юг Кузбасса (Кемеровской области) - жемчужина нашего края! Невероятной красоты горы, скальные массивы, горные реки потрясают воображение вновь прибывших туристов и бывалых в том числе.-11

По берегам Мрассу то справа, то слева возвышаются неповторимые по красоте и своим очертаниям скалы: Карчитский замок, скала верблюд, скалы Грандиозные.

Примерно на полпути нам посчастливилось встретить утиную семейку! Когда лодка почти поравнялась с ней, взрослые особи поторопились улететь прочь, а мелкие семь утят бросились в рассыпную кто куда! Лишь один самый бойкий утёнок продолжал бежать по воде со скоростью моторной лодки, в итоге обогнав её! Видео смотрите здесь.

реактивный утёнок )))

Вторая остановка (первая была на кардоне Карчит). Идём смотреть грот перед входом в пещеру Грандиозную. Сам по себе грот тоже очень даже грандиозный!

У берега встали четыре лодки, а значит в гроте столпотворение! Решили не торопиться и немного подождать. Чтобы попасть в пещеру, надо по тропе подняться на середину горы, что не так-то просто. Склон крутой, отвесный и смотреть вниз даже страшновато. Но любопытство сильнее страха, поэтому карабкаются все без исключения!

Друзьям не терпится влезть куда-нибудь ещё и они карабкаются выше, там где основной вход в пещеру. Но дальше можно идти только со специальным снаряжением.

Заключительная достопримечательность нашей экскурсии - воклюз Кабук, что в переводе с шорского значит - пена. Второе название "Фата невесты" Это водоскат, ручей, родник - три в одном. Он бьёт из под земли бурным потоком, шумя и пенясь, оттуда где в недрах скрыто подземное озеро.

Кордон КАБУК

Рядом с водоскатом построен одноименный кардон, куда заселяются туристы с целью порыбачить на Мрассу.

Покидали мы Кабук уже в сумерках. На обратном пути стало в разы прохладнее. Порядком озябнув и наевшись мошки, которая скопилась над водой в огромном количестве и со встречным ветром наровила забиться в глаза, нос, рот и уши, мы жутко обрадовались, когда увидели огни Усть-Кабырзы! Распрощавшись с нашим проводником Александром и поблагодарив за экскурсию, шустро покатили в сторону берега Мрассу, облюбованному нами ещё днём. Там и встали лагерем.

р.Пызас

У нашей велосипедной группы подъём был ранний. Надо было успеть на электричку в 12.11. В пятом часу уже все были на ногах, а в начале шестого выехали друг за другом. Неожиданно в начале первого перевала Саша пробил переднее колесо на своём фэтбайке. К слову, колёса у него бескамерные, поэтому было о чём переживать. Но к счастью, колесо спустило лишь на 1/3 и он смог продолжить путь до самого Таштагола. Остальные наши друзья с ребятишками отправились позже, позволив себе хорошенько выспаться )) Обратный маршрут нам дался в разы легче, так как ехали в прохладе и ранее солнце бросало на дорогу длинные тени.

Здесь можно ознакомиться с информацией об экскурсиях.