Берлинский след. Запись голоса Петра Чайковского найдена спустя 100 лет.

Она дважды пересекла границу России. И долго лежала в запасниках петербургского музея невостребованной. Попросту никто не знал, что эта запись сохранилась.

Это самая настоящая детективная история.

Начало.

Петр Ильич и его друзья Василий Сафонов, Антон Рубинштейн, Александра Губерт, Елизавета Лавровская (благодаря этой оперной певице была написана опера «Евгений Онегин) приходят в гости к Юлиусу Ивановичу Блоку. Личность очень яркая для России конца 19 века.

Юлиус Блок
Юлиус Блок

Ю́лиус Блок — предприниматель и филофонист немецкого происхождения, пионер российской звукозаписи. Создатель коллекции фонографических записей музыкальных и чтецких исполнений, голосов деятелей культуры конца XIX — начала XX века, автор мемуаров об известных современниках и истории собрания коллекции. Способствовал научно-техническому прогрессу России.
(Википедия)

Именно Юлий Блок привозил в Россию всякие технические новинки. Велосипеды, швейные машины, привез он и первый фонограф.

Фонограф
Фонограф

Фоно́граф — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане.
(Википедия)

Знакомство с Эдисоном. Фонограф везут в Россиию.

В 1889 году Юлий Блок побывал в гостях у Томаса Эдисона в США (штат Нью-Джерс). Знаменитый изобретатель лично дал разрешение Блоку на распространение в России фонографа.

Томас Эдисон
Томас Эдисон
То́мас А́лва Э́дисон — американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира; создатель фонографа; усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания.

(Википедия)

Итак, разрешение получено. И Блок привозит чудо-машинку фонограф в Россию.

Изобретение было представлено сначала при дворе императора Александра III.

Фонограф собирал почтенную публику на собраниях музыкальных и научных обществ не только в Петербурге, но и в Москве.

Кроме того, Блок устраивал знамениты «фонографические вечера», которые составили серьезную конкуренцию музыкальным и литературным салонам.

Именно Блок проводил звукозапись музыкальных вечеров и вечеров декламации с участием выдающихся современников. Так появилась и бесценная фонотека голосов русских классиков (Чайковский, Толстой . Рубинштейн, Римский-Корсаков).

Возвращаемся в тот самый вечер.

В один из таких вечеров в гостях у Блока и оказалась компания Чайковского. которую мы вспоминали в самом начале повествования (Василий Сафонов, Антон Рубинштейн, Александра Губерт, Елизавета Лавровская).

Все уговаривали сыграть для истории великого Антона Рубинштейна, но он категорически отказался. А ведь именно Рубинштейн считался тогда лучшим пианистом в мире после смерти Ференца Листа.

Антон Рубинштейн.
Антон Рубинштейн.

Качество записи и несовершенство чудо-машинки.

Тот фонограф был одной из ранних несовершенных моделей. и, конечно, сложно по этой записи судить о голосе композитора. Звукозаписывающий прибор существенно искажал тембр голоса. Об этом говорил музыкальный критик Леонид Сабанеев, сравнивший голос Льва Толстого живьем и в записи. Он же вспоминал и о реальном голосе Чайковского.

Голос Чайковского был сиповатый надреснутый, не салонный, - вспоминал музыкальный критик Леонид Сабанеев.

Вот эти две фразы, оставшиеся в истории в знаменитой коллекции Блока:

«Блок молодец, а Эдисон еще лучше», - говорит Чайковский.

Петр Чайковский.
Петр Чайковский.

НАХОДКА СПУСТЯ ПОЛВЕКА.

После революции 1917 года Юлий Блок разделил свою коллекцию на 3 части, которые отправил в Берлин, Варшаву и Берн. С тех пор следы коллекции, как пишут исследователи, затерялись.

И только после войны в конце 40-х годов прошлого века снова о них вспомнили. Тогда часть Берлинского Фонограммархива попала в СССР, в Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук.

Но о валике-носителе голоса Чайковского не знали 50 лет. Эта драгоценность затерялась в большом архиве. Только в 1997 году найдут опись коллекции Блока, которая указывала, что голоса Чайковского и Толстого уже почти полвека находятся в России. Записи из коллекции Блока хранятся там и по сей день

Так машина для записи звука стала машиной времени.

Хотите услышать голос Чайковского, я специально для своего канала на Яндекс-Дзене смонтировала этот ролик.

Подписывайтесь на мой канал "Ударный май", делитесь в комментариях своими впечатлениями, предлагайте интересующие вас темы.