Кто бы не хотел, чтобы только одним жгучим желанием можно было свершить возмездие над своими обидчиками или взмахом волшебной палочки наказать их. Да только в жизни так не бывает или бывает…
В одной деревеньке жила семья - мать лет шестидесяти, да сыновей трое, все статные и работящие, старшие уже и своими семьями обзавелись, дома рядом построили, а младший Николай так с матерью и жил. По хозяйству помогал: огород вскопает, дрова наколет, забор починит, да мало ли работы в своем доме.
Батрачил он на лесосплаве, работа не легкая, но в этих местах почетная и прибыльная, потому как без дров не перезимуешь и обед не сваришь. В городах покрупнее у жителей запас дров уже к весне истощался, нельзя было в дровяниках больше держать, чем по нормам положено, за излишки могли и штраф наложить. Вот и ждали лесосплава с нетерпением.
Однажды весной, как река скинула свое ледяное покрывало и наступила пора полой воды, водное пространство стало заполняться древесной массой. Потянулись караваны по течению, а с ними и один из плотовщиков- наш Николай. Да только не вернулся он в этот раз к матери, не привез ей подарков из города. Поскользнулся он на сыром бревне и под воду ушёл, как не пытался выплыть - все время натыкался на движущуюся деревянную массу.
Едут сослуживцы в деревню родную, да только не знают как матери такую весть горестную сообщить. А она уже все знает и ведает, давеча сон ей приснился, как идет Николай по полю цветущему, радуется, тут с небес луч света спускается и сын её, попрощавшись с ней, по лучу тому поднимается.
«Прибрал господь его раньше меня, -сокрушается женщина, — вот бы хоть ещё разок взглянуть в глаза его карие, провести рукой по кудрям его». Сколько дней проплакала она – неведомо, да только, обессилев, забылась сном беспокойным. Опять сын снится ей уже горестный, говорит, убили его сотоварищи, так как хотел он рассказать про воровство их бесчестное.
Не жива не мертва встала мать поутру, собралась и ушла в лес за травами да кореньями. Придя домой, заперлась в бане на три дня, что там делала - неведомо. Вышла оттуда спокойная и зажила обычной жизнью.
Через пару недель пришли на её двор трое плотовщиков, что с Николаем работали, в ноги поклонились и покаялись в убийстве её сына, столкнули они его в воду и выплыть не дали. Просили избавить их от боли мучительной, обещали рассказать обо всем властям и наказание понести заслуженное.
Да только сказала им мать: «Нет вины моей в ваших страданиях, как ни хотела я навлечь на вас наказание, да только не имею права я карать и миловать. А свершившееся зло вас и мучает, потому как праведность в мире нашем существует. За добро добром воздастся, за зло - горестью». Повернулась она спиной к ним и в дом ушла.
Всех виновников сослали на каторгу, где они вскорости и умерли. Тело же Николая всё таки нашли, далече его унесло от родимых краев, но добрые люди помогли доставить его к матери, чтобы смогла она похоронить его как положено.