Многим в России осенью 1917 года казалось, что приход большевиков к власти является событием временным и предстоящие выборы в Учредительное собрание должны изменить ситуацию. Одними из тех первых, кто оказал сопротивление новой власти были чиновники Временного правительства. Собственный аппарат государственной власти большевиками на тот момент еще не был создан. Был организован заговор - чиновники попросту не являлись на работу, а представители частного банковского сектора выплачивали им жалование. Большевики еще тогда не национализировали банки, что стало одной из главных их задач в декабре 1917 года. Пассивное сопротивление старого чиновничества власти Советов получило название - саботаж.
В ответ на это Ленин распорядился создать орган для борьбы с саботажем и контрреволюцией - Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем- ВЧК.
На роль главы нового органа власти Ленин выбрал Феликса Эдмундовича Дзержинского, которого считал надежным исполнителем и "своим" человеком. Большая роль в организацией ВЧК принадлежит Свердлову, который направил в новый орган власти некоторых своих выдвиженцев, например, Яковлева - он охранял царскую семью и сапс ее от самосуда, также участника "экспроприаций" Петерса. ВЧК всего насчитывала на момент начала своей деятельности всего 40 человек, что в масштабах России совсем не много. Сам Дзержинский лично в 1917 году участвовал в обысках и допросах. Первой задачей для ВЧК стало заставить чиновников работать, и комиссары с этим успешно справились.
Была установлена слежка и в Петрограде на Литейном проспекте в одной из квартир удалось найти документы , в которых были обозначены лица, ответственные за передачу денег. Также были найдены ведомости со списками лиц эти деньги получавших. Когда финансовая составляющая саботажа была ликвидирована, забастовка пошла сама собой на нет. Не сразу, когда пришло осознание, что придется жить при советской власти, чиновники стали возвращаться. Брали, конечно, назад уже не всех.
С чиновника по началу проводили беседы в Смольном и предлагали подписать заявления об отказе от саботажа и забастовок. Чекисты не практиковали расстрелы. Вообще, ВЧК в тот момент - декабрь и январь - и до февраля 1918 года не имела права на применение высшей меры наказания. Так с саботажем чиновников было покончено.