Найти тему

Берёза в поверьях и обрядах. Русалья неделя.

Оглавление

Одно из важнейших деревьев в мироощущении наших предков — это берёза. Отношение к этому дереву у славян можно назвать двойственным. Культ березы связан с весной, точнее — с переходом от весны к лету. Береза была символом обновления, возрождения, чистоты, символом плодородия. Одновременно в поверьях береза выступает как что-то опасное для людей, связанное с духами (с «нечистой силой», как стали говорить по утверждении христианства).

Жизнь людей прошлых эпох была значительно более нашей регламентирована и упорядочена. Представлять ее эдакой пасторалью по крайней мере наивно. Это была суровая жизнь в суровых условиях, постоянная борьба за выживание. Часто на грани голода, в полной беззащитности от болезней. Конечно, не было ни СПИДа, ни «птичьего гриппа» ни "короновируса". Но сколько раз прокатывалось то, что летописи именуют «моровым поветрием»! Что это было — чума ли, холера — не так уж важно. Повторю — это была борьба за существование. И выжить в ней можно было, лишь подчинив себя определенному порядку. А порядок обеспечивали именно обычай и обряд.

Береза символизировала чистоту и плодородие. Ничего не зная о фитонцидах, предки наши уже открыли целебные свойства банного веника. Но веник был для них не только атрибутом бани. Березовый веник, его заготовка и применение — все связано с обрядами. Веник и в гаданьях применялся.

-2

Русалья неделя

Главные ритуалы и обряды, связанные с березой, проходили на рубеже весны и лета. И получили название Русалочьей (Русальной) недели. Считалось, что в это время выходят и гуляют по земле русалки. Нужно сразу оговориться, что с киношно-мультяшным образом полунагой девицы с рыбьим хвостом славянские русалки ничего общего не имели. Русалки древних славян — это души умерших. Причем души умерших женщин!

По поверьям, живут они в ветвях плакучих берез и с первым летним теплом выходят по ночам на свободу, собираются по берегам рек и озер, в рощах, бегают по полям. И горе тому мужчине, что попадется на их пути — защекочут, затанцуют, утянут в водную пучину!

В начале Русалочьей недели шли на кладбище, поминали ушедших родственников, украшали березовыми ветками могилы. Главным же обрядом было заламывание, или завивание, березки. Участвовали в обряде только девушки и молодые женщины, недавно вышедшие замуж! Выбиралось отдельно стоящее дерево, которое украшалось бусами и лентами. С песнями заплетались ветки березы. Из них плелись венки. Присутствие вблизи мужчин воспрещалось очень строго! Береза выбиралась вблизи ржаного поля. Считалось, что обряд обеспечит будущий урожай.

После украшения березы в ее тени совершалась обрядовая трапеза. Набор блюд тоже регламентировался: яйца, куличи, творог со сметаной, квас, пиво. Затем проходило «кумование» — девушки объявляли себя подругами на год, дарили друг другу подарки. После этого устраивали хоровод. Смысл обряда кумования, скорее всего, в том, что кумились не только между собой, но и с русалками. А те могли раскрыть девушкам их судьбу. Поэтому происходило и гадание. В воду бросались венки. Поплывет венок по воде — вскоре выйдешь замуж. Потонет…

Конечно, в разных местах были свои отличия. Да и сохранившиеся обычаи (сохранившиеся к XIX веку, когда их стали описывать этнографы) менялись за века. Так, с принятием христианства березу стали украшать крестиками. Русалочья неделя все больше «привязывалась» к христианскому празднику Троицы. Сам праздник получил название Семик, так как проходил через семь недель после Пасхи. Но главные черты обрядов все же оставались прежними: почитание березы, поверья о русалках, исключительное участие в них девушек и молодых женщин, еще не имеющих детей.

Все это позволяет утверждать: культ березы (как и культ вербы) был женским культом плодородия, сохранившимся с языческих времен. Запрет для мужчин находиться в месте обряда или около него, поверья об опасности русалок для них говорят о том же. Трудно, конечно, точно сказать, кого олицетворяла береза. Возможно, Великую богиню-Мать.

-3

Двойственное отношение к березе

Женский характер культа березы объясняет и двойственное к ней отношение. Ведь с победой христианства культ этот становился запретным, а обряды, если и не запрещались, то не приветствовались церковью. Меняется и отношение к женщине. Представление об изначальной греховности ее, какой-то «второсортности» не могло прийти в голову язычнику. Для мужчины-язычника женщина была просто иной — у нее свои обязанности, свои обряды. И свои боги, которых следовало побаиваться!

И возникают уже несколько иные поверья. Что на березе обитает черт. Что нельзя мужчине сажать возле дома березку — вскоре умрет кто-то из близких. Что ведьма летает не только на помеле, но и на березовой палке, а на самой березе нечисть устраивает свои шабаши. Что подаренные чертом прекрасные белые кони оборачиваются березовыми жердями.

Думаю, что ритуальный запрет на участие мужчин в культе березы в древности был отнюдь не ритуальным. Культы плодородия были женскими у большинства народов. И известные описания их — прежде всего, у эллинов (древних греков) — свидетельствуют, что опасность была самой настоящей. Неосторожного могли просто убить!

Агафена Купальница

Еще один летний праздник связан с березой. И одновременно — с летним солнцестоянием. Это Аграфена-купальница, 23 июня (6 июля нового стиля), канун Ивана-Купалы. Здесь тоже был целый набор обрядов. Готовились банные веники. 

Заготовляли их, кстати, тоже исключительно девушки и женщины. В некоторые вплетали ветки не только березы, но и других деревьев — ивы, черемухи, липы, смородины, рябины, а также разные цветы. Такими вениками парились в этот день в бане, а также «обряжали» скот от болезней, особенно недавно отелившихся или стельных коров. происходили и гаданья: брошенный через голову на крышу бани веник предсказывал судьбу. Если упадет по направлению к кладбищу — вскоре умрешь.

Береза в верованиях других народов

Береза была культовым деревом не только у славян. Поклонялись ей все угро-финские народы: карелы, финны, коми, пермяки, весь, югра и другие. Известно, например, что в 1379 году священная береза вблизи устья р.Вымь была срублена и сожжена Степаном Храпом, будущим епископом Стефаном Пермским, крестителем коми, пермяков, зырян. Верили в сверхъестественную сущность березы германцы. В современной Швеции отмечается посвященный березе праздник — отголосок верований предков шведов, свевов. Священным деревом была берёза у кельтов. Такое широчайшее распространение культа может свидетельствовать лишь о глубочайшей его древности.

Обряды, посвященные березе, существуют и до сих пор. Конечно, они превратились лишь в красивые обычаи. Как и древняя обрядовая песня, ставшая просто русской народной: «Во поле береза стояла».