Сегодня разбираем один из самых больных вопросов онлайн-обучения: возвраты ученикам.
В статье - реальный случай, судебное дело и рекомендации, как минимизировать риски возвратов в онлайн-школах.
В начале 2018 года Елена Анатольевна (не я!) решила пройти обучение в онлайн-школе по ведению переговоров. Оплатила участие в курсе и приступила к урокам. Уже после первого занятия она поняла, что материалы курса не соответствовали её ожиданиям, о чём сразу же, в начале февраля, написала в письме "администрации курса" и попросила возврат уплаченной суммы. Ответ недовольная девушка получила в апреле, и, как вы уже поняли, онлайн-школа отказала в возврате, сославшись на то, что уроки продолжали открываться, и вообще, у них в оферте такой возврат не предусмотрен.
Елена Анатольевна обратилась в суд через полгода, и в сентябре получила от онлайн-школы возврат денег за курс (за вычетом стоимости первого урока), штраф в половину присужденной суммы - за то, что не удовлетворили требования девушки в добровольном порядке, и небольшую компенсацию морального вреда. Кому интересно - почитайте сами решение Елецкого районного суда Липецкой области по делу № 2-465/2018.
Поделюсь с вами некоторыми особенностями данного дела:
1) его рассматривал суд по месту жительства истицы. Поэтому, хотя вы и закрепляете в документах положения о подсудности по вашему месту нахождения, Закон о защите прав потребителей даёт право вашим ученикам подавать в ближайшие к ним суды без особых заморочек. А закон, конечно же, обладает бОльшей юридической силой, чем документы вашей онлайн-школы;
2) решение было вынесено заочно, без личного присутствия и участия сторон. То есть, даже отправив иск по почте или в электронном виде, недовольный клиент может выиграть дело;
3) все положения оферты, противоречащие Закону о защите прав потребителей, были признаны незаконными;
4) доводы онлайн-школы о том, что истица обладала статусом ИП и проходила обучение для своей профессиональной деятельности, не были приняты судом во внимание. Ответчики онлайн-школы часто давят на изменение подсудности в силу статуса ИП и необходимости рассмотрения спора в арбитражном суде — если у ученика есть такой статус. Однако большинство судов встаёт на сторону потребителя, делая вывод о том, что человек пришёл учиться для себя, а не для повышения продаж в своём бизнесе и подобным вещам: документы, что он ИП, онлайн-школа "на входе" не требовала, оплата за обучение производилась с личного счёта, а не с расчётного счёта ИП, и этого уже достаточно, чтобы вопросы о статусе ученика решились в пользу физлица, а не ИП;
5) по итогу онлайн-школе пришлось вернуть в 1,5 раза больше денег, чем если бы был произведён возврат в добровольном порядке, да ещё и госпошлину суд обязал заплатить за рассмотрение дела (в соответствии со всё тем же Законом о защите прав потребителей истец освобождается от госпошлины по таким категориям дел, соответственно она взыскивается с ответчика).
Какие выводы мы с вами можем сделать?
- Если вы хотите, чтобы вашими заказчиками были именно ИП и ООО — прямо указывайте это в своих офертах.
2. Не надейтесь, что незаконные пункты оферт, которые вы нашли где-нибудь в сети или наваяли себе из шаблонов, вас защитят. Оферта - это единственный документ, который связывает вас с вашими учениками/заказчиками/потребителями. Все условия договора-оферты, на которых вы оказываете услуги, должны максимально защищать вас! Потребителей — защитит закон.
3. Работайте с претензиями своих учеников. Не затягивайте с ответами, выясняйте мотивы возвратов. Помните, что потребитель ваших услуг может в любое время отказаться от их получения до момента окончания срока предоставления этих услуг. При этом он обязан возместить вам лишь сумму ваших фактических расходов.
4. Не ленитесь составлять приложения к оферте, в которых расписаны стоимость уроков, проверок д/з, доступа к чатам с поддержкой и другие финансовые моменты. В денежных вопросах важна предельная ясность. И не хитрите! Даже при дифференцированном подходе к оценке стоимости каждого урока — не может первый урок стоить 50 тыс. руб., а восьмой — 5 тыс. руб.
5. Если на вас подали в суд с требованиями возврата по закону о защите прав потребителей — постарайтесь договориться с истцом до вынесения судебного решения, удовлетворив требования в добровольном порядке. Так вы хотя бы избежите штрафа. И вообще, как там говорит пословица? Худой мир лучше доброй ссоры? И ведь правда же!
Всегда Ваша, Елена Федорук, юрист для онлайн-школ и интернет-проектов.