Блогер Джеймс Рольф (известный под псевдонимом Angry Video Game Nerd), большой поклонник хорроров, проанализировал все значимые фильмы про самого известного вампира, чтобы ответить на вопрос: какой из них больше всего следует оригинальному роману Брэма Стокера? Выяснилось, что самая точная экранизация была снята на канале BBC в 1977 году, а на втором месте - как раз “Дракула” Копполы.
Вы в курсе этой истории: молодой агент по недвижимости Харкер (неудачно сыгранный Киану Ривзом) приезжает в Трансильванию к местному графу, чтобы продать ему землю в Лондоне. Граф узнает, что возлюбленная Харкера очень похожа на его погибшую века назад невесту, и поэтому оставляет агента пленником в замке, а сам едет в Англию наводить вампирского шороху.
Зачем вообще я пишу про “Дракулу” здесь. Не из-за того, конечно, что это кино поражает спустя почти тридцать лет воображение, нет. Не из-за того, что оно хорошо состарилось. И не из-за Гэри Олдмана и Энтони Хопкинса, которые глыбы.
А вот из-за чего. Готический, местами странный до нелепости, а где-то сказочный и театральный “Дракула” - это высокобюджетное кино начала девяностых. Так в те времена мог выглядеть блокбастер. Студия позволяла Копполе снимать Олдмана в смешном гриме и с дуралейской прической, отдающего на растерзание трём обнаженным женщинам младенца. Коппола мог позволить себе снять неоправданно долгий диалог сумасшедшего с врачом и оставить его в фильме, хотя сюжету он не нужен. Всё это вкупе с неспешными сценами, иногда чересчур странным монтажом и классными “аналоговыми” эффектами делает “Дракулу” великим артефактом уходящей тогда эпохи. Через каких-то 20 лет мейнстримовое кино окончательно перестанет пересекаться с авторским, хоррор почти выродится, а фильмы с подобным “Дракуле” темпом будут собирать ничтожную кассу.
Мы потеряли что-то важное с тех пор. Переход топа бокс-офиса от таких вещей к современным блокбастерам произошел как-то чересчур быстро, по ощущениям - так же быстро, как от немого кино индустрия перешла к звуковому. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в год выхода “Дракулы” самой кассовой картиной стал “Бэтмен Возвращается”, да и в целом легковесных фильмов хватало, как сейчас. Но, честно говоря, я не помню, когда в последний раз в кинотеатре видел нечто подобное фильму Копполы: даже если авторское высокобюджетное кино и происходит, то всё это вещи с минимальным риском для студии. Никому сейчас в здравом уме не придёт мысль сделать нечто подобное “Дракуле”.
Так получилось, что “Дракула” 1992 года - это чуть ли не последняя выдающаяся работа великого режиссера. Уже через четыре года Коппола снимет фильм “Джек” - бизарный треш про то, как больной ребенок аномально быстро взрослеет и в десять лет становится Робином Уильямсом. После этого и по сей день человек, сделавший “Крестного отца”, ставит либо незаметно проходящее для всех средненькое кино, либо никчемное, которое проваливается в прокате и про которое вы никогда не слышали.
Больше про кино - в нашем телеграм-канале: teleg.run/zrelish