Найти тему
Полный абзац

Писательские страхи: написать что-то посредственное

Оглавление

Писательские страхи — основная причина творческого ступора. Они настолько поглощают, что блокируют мыслительный поток. Ещё ничего не написав, мы уже критикуем собственный текст. Хорошая новость — любые страхи преодолимы. Главное — не прятаться от них, а понять и победить. Сегодня рассмотрим страх написать не самое лучшее своё произведение.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Опасность этого страха в том, что он даже не даёт начать писать. А те, кто его испытывают, зачастую сравнивают себя с мировыми писателями. Сможете ли вы создать что-то лучше, чем Толстой, Достоевский, Шекспир или Хемингуэй? В исключительных случаях, возможно, что сможете. Но скорее всего, нет. И если сравнивать себя с ними, то наверняка постигнет неудача в творчестве.

Как перестать себя сравнивать

Величие произведению приписывают спустя время. К примеру, Шекспир писал пьесы для развлечения публики. Уверена, он был бы крайне удивлён, узнав, что через четыреста лет их будут считать образцом классической драматургии. Если вас действительно тревожит мысль оценки вашего творчества последующими поколениями, то успокойтесь. Вы никогда этого не узнаёте. Просто пишите, как чувствуете.

Но оставим Шекспира в покое и вернёмся к современности. Тексты необязательно должны стать великими спустя века, чтобы сегодня нравиться читателям. А это куда важнее для жизни и самоощущения. Вряд ли книги Дарьи Донцовой войдут в школьную и университетскую программу как образцы литературного творчества. Но продажи её книг зашкаливают. И как бы мы ни оценивали автора, публика её любит. А серию книг о Гарри Поттере высмеяли критики, тем не менее дети, да и взрослые тоже без ума от этой волшебной сказки. А книга «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» вообще плоха с литературной точки зрения, но при этом помогла многим людям преодолеть проблемы с коммуникацией.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Часто бывает, что мы всё-таки перебороли страх и начали писать. Закончили половину текста и перечитали. Но поняли, что получилось сухо, есть проблемы по структуре или логике, хромает динамика, да и метафоры не такие яркие. Руки опускаются, а в голове при этом зарождается новый сюжет или тема. Бросаем написанное и с вдохновением хватаемся за новую идею. Вот тут точно получится: прилив сил, энергия, нащупали интересную мысль. Но эмоции угасают, половина текста написана, перечитываете. И снова сухо, не хватает динамики, без яркой метафоры.

Удачный момент, чтобы бросить и не возвращаться к писательству. Но давайте посмотрим на ситуацию по-другому. Можете ли вы упрекнуть 10-летнего ребёнка, что он не работает и не вносит вклад в семейный бюджет? Конечно, нет. Он ещё слишком мал. С творчеством происходит аналогичная ситуация. Оно ещё в возрасте 10-летнего ребёнка или трёхлетнего малыша. Не стоит ждать от них головокружительной карьеры в этом возрасте. Как не стоит ждать литературного шедевра, если пишете пару месяцев и даже пару лет. Творчество требует огранки, оттачивания навыков и постоянной практики. И только когда отшлифуете авторский стиль, почувствуете себя уверенно, закончите и не один раз перепишете тексты, отполируете их, тогда можно и оценивать.

А ещё запомните, что очень редко творец — писатель, художник, композитор или архитектор — доволен тем, что у него получилось, в сравнении с первоначальным замыслом. Думаю, Микеланджело под куполом Сикстинской капеллы подумал, что могло быть и лучше, но ладно, так сойдёт.

Относитесь к неудовлетворённости законченным текстом как к неизбежности. Да, не нравится, не всё так, как хотелось, ну и ладно. Посмотрите на законченное произведение, отметьте в нём слабые моменты и в следующий раз напишите текст чуть лучше предыдущего. И так, шаг за шагом, улучшите стиль. И каждый новый текст будет всё лучше и лучше.

Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о текстах, чтобы не пропустить следующую публикацию.

Читайте также:

Научиться писать смешно: можно или нет

Как договориться с внутренним критиком

Что такое насмотренность и зачем она нужна творческим людям