Найти тему
10,5K подписчиков

Падение или расцвет: что ждет российское онлайн-образование

Школьники, учителя и родители, вынужденные весной этого года в авральном режиме приобщаться к дистанционному обучению, в большинстве своем уже сформулировали отношение к новому формату. Преобладают негативные оценки, но спектр мнений довольно широк. Всех интересует вопрос: а что же дальше? О том, какие планы вынашивает правительство РФ, что о ближайшем будущем российского онлайн-образования думают эксперты и почему весьма вероятен спуск с «пика ожиданий» в «долину разочарования», читайте в нашей статье.

Планы государства

Президент России Владимир Путин 2 июня провел в режиме видеоконференции рабочую встречу с председателем правительства. Михаил Мишустин доложил главе государства об основных пунктах «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения» (полный текст проекта общенационального плана есть в распоряжении редакции).

Вот как в общенациональном плане сформулирована ключевая инициатива правительства РФ, относящаяся к образованию (орфография и пунктуация документа сохранены):

«Новая образовательная среда»: цифровизация образовательных учреждений всех уровней, создание новых и интеграция имеющихся платформ оценки качества знаний и онлайн обучения, подготовка и переподготовка кадров.

Таким образом, правительство недвусмысленно заявляет о «платформах оценки качества знаний и онлайн-обучения» как ключевом для государства направлении развития образования.

Преждевременное ликование

В конце марта – начале апреля 2020 года, когда школы перешли на дистант, в некоторых российских EdTech-компаниях (от англ. educational technology – образовательные технологии) царило оживление и даже ликование: оптимисты полагали, что в российском онлайн-образовании наступает золотая эра. Но жизнь, как обычно, оказалась несколько сложнее, чем наши представления о ней.

Краткое описание событий школьной весны и прогноз на ближайшее будущее дает генеральный директор EdTech-компании ED2 Наталья Царевская-Дякина.

Многие российские образовательные сервисы, отмечает Наталья, в первые же дни перехода на дистант объявили о предоставлении бесплатного доступа к своим курсам, после чего приток новых пользователей заметно вырос – от двух до пяти раз, но дальше регистраций дело не пошло. Конечно, нормальной работе мешали постоянные сбои и подвисания ресурсов и сервисов, но не это стало главным препятствием.

Многообразие предложений вызвало растерянность школьников, учителей и родителей. Требовался четкий указатель: этот материал соответствует такой-то теме из 4-й четверти программы 5-го класса, а для закрепления нужно выполнить такие-то задания. Но бесплатный онлайн-сервис – это не учитель, прекрасно знающий особенности всех детей в классе. Это всего лишь вспомогательное средство, которое не способно заменить педагога.

Выяснилось, что до марта 2020 года многие родители не представляли, что именно изучают в школе их дети, и оказались не готовы к тому, чтобы проводить с ними дни напролет и осваивать школьную программу. Разумеется, не стоит обобщать: некоторые родители отмечают, что их детям и им самим новый формат обучения подходит идеально, но следует отметить, что доля таких школьников невелика.

В апреле на сайте Change.org появилась петиция «Не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации», адресованная президенту. В петиции приведена оценка дистанта и сформулировано требование к формату обучения (орфография и пунктуация документа сохранены):

Дистанционное образование вредит не только здоровью учащихся и учителей, но и не дает усвоить материал, не дает полного понятия предмета. <…> Требуем сделать очное образование единственным способом получения образования для школ, ВУЗов, СПО.

По состоянию на начало июня петицию подписали более 210 000 человек.

Золотой век откладывается

Золотой век российского сектора EdTech весной 2020 года явно не наступил. То, что наблюдается на рынке сегодня, по мнению эксперта, больше похоже на фальстарт. Удастся ли образовательным ресурсам монетизировать взрывной рост пользователей, который объясняется предоставлением бесплатных сервисов, – это большой вопрос.

Мартовский оптимизм EdTech-компаний постепенно угасает, поскольку суровые экономические реалии явно не способствуют развитию платных сервисов. Руководители EdTech-компании на условиях конфиденциальности говорят, что они с большой вероятностью не выиграют, а проиграют.

Наталья Царевская-Дякина полагает, что инвесторы в условиях кризиса и неопределенности будут осторожничать. Они придержат ресурсы, которые при других обстоятельствах могли бы направить в EdTech.

«Кривая ажиотажа»

Главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков считает закономерным явлением переход от завышенных ожиданий высоких результатов дистанционного образования к избавлению от иллюзий и даже разочарованию. В статье «Кривая ажиотажа», опубликованной в майском номере издания, Константин Михайлович рассматривает жизненный цикл, который, как правило, проходит любая инновация.

В 1995 году исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий, ввела в употребление понятие «цикл ажиотажа» (англ. hype cycle, на русском языке иногда обозначается как цикл хайпа, шумихи, зрелости технологии, общественного интереса), которое сейчас используется для прогнозирования и объяснения тенденций развития новых технологий и инноваций.

«Кривая ажиотажа». Журнал «Директор школы. №5, 2020
«Кривая ажиотажа». Журнал «Директор школы. №5, 2020

Сначала инновация или новая технология кажется многообещающей, от ее внедрения ожидают высоких результатов, она становится предметом широкого обсуждения в сообществе. Таким образом, первая стадия – это стадия нарастающих ожиданий. Мы верим, что цифровизация, дополненная реальность, сервисы онлайн-тестирования, Zoom и Google-Класс позволят повысить качество обучения. Еще чуть-чуть, и все изменится.

Ожидания – благодаря шумихе, хайпу, ажиотажу – быстро достигают пика. Это так называемый «пик завышенных ожиданий». По мнению Константина Ушакова, в разных регионах он наступает в разное время ввиду размеров страны, а также различий субъектов РФ в экономических возможностях и отношениях к инновациям.

После достижения верхней точки начинается закономерный спад: приходит отрезвление, избавление от иллюзий, поскольку многие ожидания не оправдываются, выявляются недостатки технологии, и мы спускаемся в «долину разочарования». Эксперт полагает, что именно сейчас мы проходим «пик завышенных ожиданий» и начинаем двигаться в сторону «долины разочарования». Возможно, вы обратили внимание, что все чаще раздаются голоса, призывающие к детальному рассмотрению вопросов применения дистанционного обучения и, главное, последствий и эффектов. Специалисты моделируют влияние пандемии на образовательные результаты и предлагают комплекс мер для компенсации издержек дистанционного обучения.

Следующий этап – серьезное осмысление инновации. Если раньше ее возможности казались безграничными, то теперь определяется зона ее применения: чем и как может помочь онлайн-формат академическим успехам детей, каковы ограничения на использование в учебном процессе. Это этап подъема на «склон просветления», время рациональности: туман рассеивается, устраняются недостатки, интерес к технологии возвращается.

Если инновация доживает до момента преодоления недостатков и подъема на «склон просветления», есть хороший шанс перехода к этапу ее технологической зрелости, выхода на «плато продуктивности». Это шанс на создание в будущем педагогики, объединяющей традиционные и онлайн-форматы.

Однако многие технологии и инновации преждевременно завершают свой цикл без перспектив к продуктивному использованию.

Не застрять на пике

Константин Ушаков предупреждает: главное – не застрять надолго на пике хайпа.

К сожалению, правительство РФ, разрабатывая ключевые инициативы в сфере образования для «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения», совершенно не учитывает закономерности жизненного цикла инноваций.

Объявление разработки «платформ оценки качества знаний и онлайн-обучения» приоритетом образовательной политики – это как раз и есть искусственное поддержание ажиотажа и попытка удержаться на пике, в то время как естественный ход событий предполагает неминуемый спуск в долину.

Автор: Сергей Блинов

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.