Модель на портрете Ван Дейка обладает совершенно иными чертами лица, нежели Донья Поликсена

Антонис Ван Дейк. Портрет доньи Поликсены Спинолы Гусман де Леганес. Начало 1630 -х. Холст, масло,109,7 х 97. Собрание Сэмюэля Кресса
Антонис Ван Дейк. Портрет доньи Поликсены Спинолы Гусман де Леганес. Начало 1630 -х. Холст, масло,109,7 х 97. Собрание Сэмюэля Кресса

В творчестве Ван Дейка можно выделить четыре периода творчества: обучение в мастерской Рубенса (приблизительно с 1617 года); итальянский период, проведённый в основном в Генуе (1621 - 1627); второй фламандский период (1628 - 1632) и английский период (с 1632 - по 1641, год его смерти). 

В собрании Вашингтонской Национальной галерее хранится 17 портретов работы Ван Дейка, которые дают замечательное представление о живописной манере и художественном мастерстве фламандского художника. 

Этот портрет был написан Ван Дейком во второй фламандский период примерно в 1628 году, вскоре после того, как он вернулся в Антверпен после шестилетнего пребывания в Италии. 

В те времена давняя антверпенская портретная традиция подчеркивала добродетельный характер модели сдержанными жестами и прямым взглядом. 

Однако, находясь в Италии, портретное искусство Ван Дейка заметно изменилось, и впоследствии он стремился изображать свои модели с заметным изяществом, мягкой грацией и элегантным движением.

Тронутые его замечательной способностью писать такие изображения, столь же интимные, сколь и благородные, антверпенские меценаты художника выстроились в очередь за заказами к Ван Дейку. 

Этот женский портрет из коллекции Кресса иллюстрирует подход художника к портретной живописи, который так привлекал его антверпенских заказчиков. 

Слегка повернув голову, чтобы посмотреть на зрителя, эта женщина стоит в расслабленном состоянии, но с удивительным достоинством, где ее правая рука мягко сжимает чёрное платье, а левая рука держит рядом закрытый веер. 

Антонис Ван Дейк. Портрет доньи Поликсены Спинолы Гусман де Леганес. Начало 1630 -х. Холст, масло,109,7 х 97. Собрание Сэмюэля Кресса (фраг.)
Антонис Ван Дейк. Портрет доньи Поликсены Спинолы Гусман де Леганес. Начало 1630 -х. Холст, масло,109,7 х 97. Собрание Сэмюэля Кресса (фраг.)

Ее волосы свободно уложены на шее и элегантно обрамляют ее лицо в модной, но утонченной манере, в то время как ее необыкновенное белое атласное платье украшено скромно расположенными драгоценностями, свидетельствующими о ее аристократической утонченности.

Антонис Ван Дейк. Портрет доньи Поликсены Спинолы Гусман де Леганес. Начало 1630 -х. Холст, масло,109,7 х 97. Собрание Сэмюэля Кресса (фраг.)
Антонис Ван Дейк. Портрет доньи Поликсены Спинолы Гусман де Леганес. Начало 1630 -х. Холст, масло,109,7 х 97. Собрание Сэмюэля Кресса (фраг.)

Хотя невозможно точно назвать имя женщины представленной на портрете, оно традиционно идентифицируется как Донья Поликсена Спинола Гусман де Леганес (1600 - 1637), дочь Генуэзского военачальника, командующего испанской армией в Южных Нидерландах Амброджио Спинолы (1569 - 1630).

Ван Дейк действительно писал Донью Поликсену, когда жил в Генуе, вероятно, зимой 1621 - 1622 годов. 

Однако никакие документы не свидетельствуют о том, что она когда - либо посещала Антверпен, и что более очевидно, что модель на портрете Ван Дейка обладает совершенно иными чертами лица, нежели Донья Поликсена на известных портретах. 

Какой бы ни была личность этой женщины, Ван Дейк сумел наделить ее благородством и достоинством, человечностью и грацией - всеми теми отличительными чертами своего художественного гения.

ART OXIGEN | ЖИВОПИСЬКанал посвящен живописи, выдающимся художникам и шедеврам живописи, картинам, аукционам, выставкам, музеям и связанными с ними событиям. Сайт: https://artoxigen.com https://twitter.com/ArtOxigen https://www.facebook.com/ARTOXIGEN https://www.pinterest.ru/artoxigen
83 подписчика