Следующим представителем "бешеной" инженерной мысли о котором я расскажу является МАЗ 7904-это 6-осное двухмоторное шасси с двумя 2-местными кабинами и 12 гигантскими колесами диаметром 2,8 метра. Его полезная нагрузка впечатляет =220 тонн. Его назначение перевозка элементов ракетного комплекса "Целина". Конфигурация колес - 12 x 12 . 1-я, 2-я, 5-я и 6-я оси были управляемыми. Каждое колесо имело независимую подвеску .
В начале 80-х годов противостояние между США и Советским Союзом в "холодной войне" достигло своего пика . Две сверхдержавы демонстрировали друг другу ядерные мускулы. В результате в феврале 1980 года был издан приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автомобильному заводу предписывалось разработать специальный колесный конвейер сверхбольшой грузоподъемности для автономного транспорта и пусковой установки ракетного комплекса "Целина". Проектируемая машина получила индекс МАЗ-7904.
МАЗ-7904. Это был двухкабинный гигант фантастических размеров-его длина составляла 32,2 м, ширина-6,8 м, а высота от Земли до крыш параллельных кабин - 3,45 м. костяк этого динозавра представлял собой мощную сварную опорную раму, на которой крепились две гидромеханические 4-ступенчатые передачи с двумя передачами заднего хода. Вся эта конструкция покоилась на 12 огромных колесах, более 3 метров в диаметре. Эти колеса были приобретены Советским Союзом в Японии, от кампании Bridgestone, известной сегодня всем владельцам автомобилей. МАЗ-7904 создавался как вездеходное шасси, поэтому он имел полный привод с колесной формулой 12 × 12, а дорожный просвет составлял почти полметра.
Первый и, как оказалось, единственный МАЗ-7904 был готов к июню 1983 года. Вес составлял 140 тонн. В качестве основного двигателя на конвейере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 . На машине был установлен еще один 3.3 л. дизель для обеспечения питанием вспомогательных систем, таких как гидравлический насос системы рулевого управления, компрессор тормозной системы и так далее.
Шасси имел длину 32,2 м, ширину 6,8 м, а высота уровня крыш двух параллельных кабин составляла 3,45 м. кабины для снижения веса, кстати, изготавливались из стеклопластика . МАЗ-7904 опирался на грунт с двенадцатью колесами Bridgestone, специально закупленными у известного японского производителя Bridgestone под видом колес для трех карьерных самосвалов. В то время отечественная шинная промышленность не могла обеспечить выпуск шин, предназначенных для таких нагрузок (каждое колесо составляло 30 тонн), а размеры колес были внушительными - около трех метров в диаметре. Естественно, все колеса имели привод. Он осуществлялся на борту через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси конвейера были управляемыми,что обеспечивало радиус поворота всего 50 м.
Заводские испытания проходили под Минском. Шасси под покровом ночи выехал из ворот завода и вернулся обратно на рассвете. Время согласовывалось с военными: вылет на испытания разрешался только в том случае, если небо было чистым от западных спутников, снующих над советской Беларусью. В таких условиях сложно провести полный цикл испытаний, и было принято решение транспортировать шасси для дальнейших испытаний в Казахстан, на Байконур. По одной из версий прикрытия МАЗ-7904 разрабатывался только как конвейер для крупногабаритных блоков ракеты "Энергия", что не должно было вызвать особой настороженности у противоборствующей стороны. Кроме того, испытывать шасси в условиях, для которых он предназначался, было гораздо правильнее.
Военные стремились создать условия для того, чтобы группа из 10 таких гигантов постоянно курсировала по закрытому многокилометровому маршруту посреди степей Казахстана. Каждый из этих десятков шасси имел так называемый"дом". Это было похоже на ангар. В рамках одного из них (а может быть и нескольких) планировалось оснастить ангар пусковой установкой с ракетой. При этом, для противника будет невыполнимой задачей выяснить, в каком или в каких ангарах расположена установка. Эту идею нельзя назвать новой в то время. На территории СССР уже существовал один курсирующий поезд, и даже их группа. Он был замаскирован под товарный или пассажирский поезд. В то же время внутри него находилась межконтинентальная ядерная ракета, готовая нанести ответный удар в любой неожиданный для противника момент.
К сожалению, идея о перемещении ядерных "домиков" по кольцу так и не сбылась. Единственный построенный МАЗ-7904 даже не монтировал "дом" ни с ракетой, ни без нее. Испытания в Казахстане, в ходе которых шасси прошел 4100 километров, развивая при этом максимальную скорость 27 км / ч, показали, что МАЗ-7904 имеет весьма существенный недостаток - несущая поверхность подвергалась чрезмерному удельному давлению, а каждое колесо несло в себе огромную нагрузку в 30 тонн.
Результатом этого стало снижение проходимости, плохая управляемость и жесткость хода. Все это делало трактор непригодным для секретной перевозки ядерного оружия - движение машины ограничивалось только теми районами и площадями, где она могла двигаться без помех. Из-за своей чрезмерной массы трактор мог двигаться только по определенным "благоприятным" дорогам, и ни на метр в сторону. Кроме того, военное руководство пересмотрело стратегические задачи и ракетный комплекс "Целина" потерял свою актуальность. На смену ему должен был прийти обновленный ракетный комплекс "Целина-2", которому требовался его гигантский брат МАЗ-7907, о нем здесь https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ee6242469fe895ccbaa51a6/5ee6242469fe895ccbaa51a7/edit.
По состоянию на 2007 год Шасси хранился в одном из ангаров площадок 42 и 43 на Байконуре, где в свое время его испытывали. В начале 2007 года стало ясно, что после долгих лет хранения автомобиля в ангаре он развалился под воздействием ржавчины. В 2010 году ее разрезали на металлолом.