#хакнем_русский_язык 👈 новое направление нашей медиа-группы 🥳
В этой статье мы рассмотрим задания с 9 по 12, которые представляют сложность для многих 11-классников. Что нужно знать, чтоб не допускать ошибок?
1. Хорошо знать словарные слова с непроверяемой буквой корня, потому что именно в них надо вставить буквы.
2. Помнить, как пишутся приставки в словах
— если корень начинается с глухой согласной, то и приставка оканчивается на глухой согласный (например: всхлипывать), если со звонкой согласной или с гласной — то приставка оканчивается на звонкую согласную (например: разузнать, раздвинуть, безрадостный);
— написание некоторых приставок неизменно, т.е. не зависит от первой буквы корня. Их надо запомнить: над-, от- , под-, об-, пред-, в-, с-, по-, про-, до-, о-, об-, на-, пере-;
— приставки пре- и при- имеют свои значения, которые тоже нужно знать (например, при- имеет значение приближения (приехать), неполноты действия (прикрыть дверь) или пространственной близости (прибрежный), а приставка пре- — это высшая степень какого либо качества, можно заменить «очень», например, предобрый – очень добрый. Второе значение приставки пре- — это пере-, например: преградить (перегородить).
— надо выучить правила, когда после приставок пишутся буквы «Ъ», «Ы», «И», т.к. на них много примеров в заданиях 9-12.
- «Ъ» пишется после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я (въезд, объём);
- «Ы» пишется после русских приставок на согласную, «и» превращается в «ы» Например: идущий — предыдущий, идейный — безыдейный, искать — подыскать. Но это не касается приставок меж- и сверх-, например, межинститутский, сверхинтересный, взимать;
- «И» пишется после иноязычных приставок на согласную: без-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-. Например: суперигра, дезинфекция, субинспектор.
- После числительных двух-, трёх- и т. д. Например: двухигольный, трёхимпульсный.
3. Надо знать суффиксы разных частей речи (существительных, причастий, глаголов, прилагательных).
— суффиксы существительных:
— «е» пишется в суффиксе — ец, если существительное м.р. (гонец) или ср.р., когда ударение стоит после суффикса (письмецо);
— «и» пишется в суффиксе — иц, если существительное ж.р. (лисица) или ср.р., но ударение стоит перед суффиксом (платьице);
— суффикс — чик пишется в существительном, основа которых оканчивается на –д. –т, -з, -с, -ж. В других случаях пишем суффикс — щик. После согласной Л перед суффиксом -щик нужно писать «ь»: инструментальщик.
— суффиксы прилагательных:
-ев- без ударения пишется, -ив- — под ударением (коричневый, плаксивый);
-чив-, -лив- (молчаливый, изменчивый);
-оват- — после твердых согласных (трусоватый, желтоватый);
-еват- — после мягких согласных, шипящих и Ц (большеватый, рубцеватый);
-оньк- — после Г, К, Х — махонький;
-еньк- — после любых согласных, кроме Г, К, Х (весёленьких, миленький);
-к- — в качественных прилагательных (дерзкий, низкий);
-ск- — в относительных прилагательных (кавказский, матросский)
!!! НО: казак — казаЦкий
немец — немеЦкий
ткач — ткаЦкий
4. Надо помнить, какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму, и как они спрягаются. Если глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), то он второго спряжения.
Остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Глаголы, относящиеся к первому спряжению, которые надо запомнить: блеять, веять, затеять, кашлять, каяться, кланяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, отчаяться, реять, сиять, сеять, таять, чуять, брить, стелить, зиждиться. И 2 разноспрягаемых глагола — хотеть и бежать, у которых часть окончаний первого спряжения, а часть — второго.
Также надо не забывать 11 глаголов — исключений, которые относятся ко второму спряжению: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
5. От глаголов образуются действительные и страдательные причастия. Их суффиксы тоже надо знать. Суффиксы - ущ, -ющ, -ем, - ом, если причастие образовано от глагола первого спряжения и суффиксы -ащ, -ящ, -им — если от глаголов второго спряжения.
Часто старшеклассники допускают ошибки, когда образуют причастия от глаголов «бороться», «стелить», «молоть», «дремать» — здесь нужны суффиксы -ущ , -ющ. От глаголов «строить», «клеить», «дышать», «видеть», «тащить» образуются действительные причастия с суффиксами -ащ, -ящ.
6. Важно отличать слова с пропущенной безударной проверяемой гласной корня от слов с чередованием гласной в корне. Например: прославлять — славить и жук-плавунец — здесь плав-/плов-/плыв — корень с чередованием гласных о/а/ы.
В следующей статье мы разобрали варианты заданий с 9 по 12 в ЕГЭ из разных сборников. Читайте по ссылке.
#хакнем_русский_язык ( 👈 подпишитесь на этот хэштег, чтобы получать новый обучающий контент по русскому языку)
Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва.
Другие статьи автора:
- Это задание в ЕГЭ по русскому языку ставит в тупик даже самого грамотного 11-классника