Найти в Дзене
412 подписчиков

Обзор Touhou Makuka Sai ~ Fantastic Danmaku Festival [Мнение]

Пара вступительных слов. Да, давненько я ничего не публиковал, но на то были свои причины. Ад учёбы и дедлайнов позади, так что пора возвращать жизнь каналу.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Внимание! Если вы не знакомы со вселенной Touhou Project, настоятельно рекомендую ознакомится, перед прочтением текста обзора. Сделать это можно, например, в моей же статье здесь. Приятного чтения!

Мир, придуманный обычным японским любителем пива ZUN'ом по-настоящему увлекает. Не его игры, именно мир - Генсокё, выдуманный пусть и с небольшими огрехами и логическими несостыковками, очаровывает любую творческую натуру, если не с первого взгляда, то с первой услышанной музыкальной аранжировкой оригинального саундтрека. Однако, несмотря на все положительные качества ранних игр основной серии данмаку шутеров серии Touhou Project (включая музыку, проработку мира, персонажей, стилистику), есть у них одна деталь, которая не даёт новичкам приобщиться к культуре - их, уже довольно достопочтенный, возраст.

Просто оставлю здесь первый попавшийся в поисковике скриншот из оригинальной The Embodiment of Scarlet Devil, чтобы вы не забывали с чем имеете дело.
Просто оставлю здесь первый попавшийся в поисковике скриншот из оригинальной The Embodiment of Scarlet Devil, чтобы вы не забывали с чем имеете дело.

Шестая инкарнация франшизы увидела свет в уже далёком 2002 году и была первой игрой серии, которая разрабатывалась под Windows, что и стало причиной её успеха во всём мире. Но даже в том 2002 году, графика и общий визуал игры выглядел довольно бюджетно. И это можно понять - разработка игры в одиночку - далеко не самое простое дело. Очевидно, что приходится чем-то жертвовать, в угоду временным срокам и бюджету. Но в отличии от, допустим Mafia: The City of Lost Heaven, вышедшей в том же 2002 году, с её анонсированным полноценным ремейком, работы инди-разработчика вряд ли когда-либо окажутся под руками умелых реставраторов, что облагородят внешний вид культовой игры, сделав его более презентабельным для новых игроков. Так я думал до знакомства с Touhou Makuka Sai.

Заранее извиняюсь за качество и количество собственных скриншотов, игра почему-то упорно отказывается их делать даже внутренними средствами Steam. И да, она официально переведена на русский. Качество перевода? Пойдёт.
Заранее извиняюсь за качество и количество собственных скриншотов, игра почему-то упорно отказывается их делать даже внутренними средствами Steam. И да, она официально переведена на русский. Качество перевода? Пойдёт.

Fantastic Danmaku Festival (она же Makuka Sai) разработана неким товарищем с ником StarX из Китая, а первая бесплатная версия выпущена аж в 2014 году. Естественно, наткнулся я на неё значительно позже, в 2019, т.к. увидел её в Steam (ссылочка на страницу), где она появилась в 2018. Игра представляет собой классический shoot'em up с элементами bullet-hell, как и любая другая игра в основной серии Touhou. Очевидно, это фанатская игра, созданная энтузиастом-поклонником творчества ZUN'а. Что делает её такой особенной, среди гигантского количества подобных фанатских проектов?

А то, что автор взял за основу истории культовый сюжет вселенной - инцидент The Embodiment of Scarlet Devil. Да, Fantastic Danmaku Festival можно назвать настоящим ремейком оригинальной шестой части Touhou, пусть и с большими оговорками. Для начала, об этих оговорках.

Сюжет и персонажи

Все играбельные персонажи в виде коллекционных карточек Steam. Да, ради текста статьи купил недостающие.
Все играбельные персонажи в виде коллекционных карточек Steam. Да, ради текста статьи купил недостающие.

Генсокё вновь начал накрывать алый туман, чьей причиной некогда была Ремилия Скарлет. Рейму и Мариса успешно справились с этим инцидентом в прошлом (события 6 части серии), но вдруг подобный катаклизм, по неизвестной причине, повторяется. И вот, Рейму и Мариса вновь отправляются в Особняк Алой Дьяволицы, дабы выяснить в чём дело. Вместе с ними отправляется Санае, которая официально впервые появилась только в 10 части, но раз здесь события происходят намного позже 6 части, то её наличие здесь вполне обосновано. Четвёртым играбельным персонажем стала Пачули, чья сюжетная завязка отличается от остальных, по вполне очевидной причине - она одна из обитателей Особняка. Якобы, она отправилась искать источник "странного запаха" за пределами поместья, а по пути назад обнаружила, что что-то не так с ёкаями в округе. И вот, она проделывает свой путь назад, следуя за этим самым запахом. Весьма странно видеть в одном предложении слова "Пачули" и "вышла на улицу", но спишем это на то, что автору просто нравится девочка-библиотекарь как персонаж и, соответственно, хотелось добавить в игру. Кто мы такие, чтобы его осуждать?

-5

Что до боссов, то тут 2 серьёзных расхождения с оригиналом. Во-первых, как уже можно было догадаться, сама Пачули. Раз она является здесь игровым персонажем, не может же она драться на 4-ом уровне сама с собой. Поэтому боссом библиотеки на сей раз стала её помощница Коакума, что в оригинале была здесь мид-боссом. На её роль же, пришла Сакуя с 5-го уровня.

Коакума (Автор: Satou Kibi)
Коакума (Автор: Satou Kibi)

Во-вторых, из игры полностью вырезали Румию. На её место, в качестве босса первого уровня пришёл оригинальный персонаж, придуманный автором игры - Никс. При этом, по своему описанию, Никс мало чем отличается от Румии - тоже ёкай, тоже управляет тьмой. Она же заменяет Сакую в качестве мид-босса 6-го уровня. Сложно назвать причины такого расхождения, но видимо они выражены в желании автора добавить в игру хоть что-то своё, а не просто жить за счёт оригинала.

Собственно Никс. Скриншот взят из сообщества игры в Steam
Собственно Никс. Скриншот взят из сообщества игры в Steam

Визуал

Чего у игры в достатке, так это визуальных улучшений. И выражено это не только в полностью перерисованной графике игры, включая игровые спрайты и портреты персонажей, но и в совершенно крышесносных эффектах, как знакомых игрокам оригинала, так и совершенно новых. Под эффектами я подразумеваю многочисленные вариации и паттерны пуль, от которых предстоит уворачиваться. Просто иногда не поворачивается язык назвать это пулями.

Ещё один скриншот из Steam. Тот случай, когда по спеллкарте узнать персонажа проще простого, если играл хотя бы в оригинал
Ещё один скриншот из Steam. Тот случай, когда по спеллкарте узнать персонажа проще простого, если играл хотя бы в оригинал

Дело в том, что пожалуй, одной из самых неприятных, лично для меня, особенностей Touhou и жанра bullet-hell в целом, является отсутствие каких-либо новых механик. Т.е. игра не представляет игроку ничего нового от начала и до конца, просто наращивая сложность. Да, каждая спеллкарта боссов имеет уникальный паттерн и свой подход к прохождению, но ничем кроме пуль-то по факту они не отличаются. Казалось бы, что ты ещё хочешь, тут не до выкрутасов, когда тебе натурально приходится от капель дождя уворачиваться. Слушай музыку, да сиди на иголках. Но и сам ZUN, я думаю, понял, что на этом однообразии игрового процесса далеко не выедешь, и уже в Subterranean Animism хотя бы в финальном бою с Уцухо на персонажа начинает действовать сила притяжения и приходится адаптироваться. Или Сейдзя Кидзин (простите за Поливанова), инвертирующая управление игрока и переворачивающая экран в 5 уровне Double Dealing Character. Это наиболее запомнившиеся примеры, но всё равно в основной серии их довольно мало.

Скриншот карты "Подземное Солнце" Уцухо Рейудзи. (Источник: touhouwiki.net)
Мало того, что уворачиваться от пуль разного размера надо, так ещё и бороться с гравитацией Солнца.
Скриншот карты "Подземное Солнце" Уцухо Рейудзи. (Источник: touhouwiki.net) Мало того, что уворачиваться от пуль разного размера надо, так ещё и бороться с гравитацией Солнца.

Fantastic Danmaku Festival же пестрит подобными "уникальными механиками" спеллкарт куда чаще, что не может не радовать. Автор действительно заморочился с тем, чтобы одновременно дать игрокам ощущение "той самой" карты из оригинальной игры, но в то же время привнести капельку разнообразия, чтобы не переборщить. Получаем интересный винегрет, который проходится с открытым ртом, на контрасте с оригинальной игрой. Каждый персонаж, как и раньше, наделён индивидуальностью, а вместе с ней особыми атаками, характерных только для этого персонажа. Сакуя тут помимо ножей бросает игральные карты (у которых почему-то слишком маленький хитбокс), Коакума закидывает тыквами, Сырно... ну тут понятно, от льда никуда не деться. Фавориты тут конечно Ремилия и Фландр. Ради боя с Ремилией стоит несколько раз пройти игру за разных персонажей. Фландр же, как и раньше босс экстра-уровня и сказать я мало что могу, кроме того, что только дойти до неё живым уже достижение. Нет, не осилил. Я даже не представляю как это проходить. Даже по меркам Touhou это слишком. Только на нормале прошёл игру без продолжений-контов.

Не, ну это кошмар. И ведь даже не экстра-уровень. Гифка со Steam
Не, ну это кошмар. И ведь даже не экстра-уровень. Гифка со Steam

Музыка

Пару слов стоит сказать и о том, без чего Тоха не Тоха. Да, почти вся музыка в игре это реаранжировки оригинальных музыкальных композиций из Touhou 6. Что действительно поражает, так это кропотливая работа автора над тем, чтобы придать уникальности звучания каждой композиции. Нельзя сказать что всё написано в одном музыкальном стиле, каждая тема довольно заметно отличается от предыдущей. Слушая саундтрек отдельно, не слышав никогда до этого оригинальные композиции можно и вовсе не узнать здесь стиль пьяного маэстро. Думаю, отказ от вездесущих зунпетов (синтезированный звук труб, характерный для композиций ZUN'а) сделал своё дело. И это не плохо, они действительно не вписываются в стилистику игры.

Ознакомится со звучанием зунпетов можно в видео

Тем не менее, саундтрек хорош. Новые композиции, а именно темы Нокс и Коакумы, органично вписываются в повествование и общий тон происходящего. Однако, я не могу назвать его чем-то выдающимся и шедевральным. Он просто очень хорош. Выделю, разве что, темы Мейлин и Коакумы, как наиболее интересно звучащие. Ну и тему Ремилии, как единственную композицию, которая мне не зашла. Оркестровая аранжировка-то хороша, просто Septette for the Dead Princess лично у меня ассоциируется с происходящим на фоне эпическим сражением. А тут слишком спокойно всё, что ли.

Итог

Touhou Makuka Sai ~ Fantastic Danmaku Festival шикарна практически во всех аспектах. Да, это не полноценный ремейк шестой части серии, но творческая натура автора игры взяла над ним верх. И это неплохо. Несмотря на статус фанатского проекта, игра выглядит как действительно самодостаточное произведение, пусть и по знакомым лекалам. Из минусов отмечу разве что Пачули. Если задумаетесь проходить игру, рекомендую играть на ней в последнюю очередь. Почему-то, именно в её истории рассказывается настоящая причины происходящего. Нужна ли она нам? Ну вдруг кому-то это важно. Сюжет Touhou пусть и не сюжет большинства дешёвых аниме-файтингов (Jump..кхе..Force), но всё ещё предсказуем и прост. А ещё Пачули слишком имбовая. Боссы уж слишком быстро отъезжают от её атак огнём, к которым пусть и надо привыкнуть, но делается это интуитивно.

Как итог, рекомендую ознакомится каждому любитель серии Touhou Project, даже если вы не жалуете фанатские работы. Да и если не любитель, тоже можете попробовать, авось станет точкой входа в фэндом. Игра следует основным канонам серии, пусть и допускает вольности, в угоду авторского виденья. И это не может не радовать.

Скачать игру можно официально бесплатно на сайте автора (там всё на китайском, поэтому вот ссылка на Яндекс.Диск от сайта Open Touhou), либо поддержать разработчика в Steam.

Сильнейшая!
Сильнейшая!
Спасибо за прочтение! Понимаю, что тексты по Тохе мало кому интересны, но я не могу пройти мимо, когда переполняют эмоции от какого-то проекта. Да, у Fantastic Danmaku Festival ещё есть сиквел, вышедший в 2019 году, и его я, возможно, тоже освещу, потому что понравился он мне ещё больше, чем первая часть. В общем, не теряй.
Счастливо оставаться!