Найти тему

Работа с пластичными материалами как средство развития мелкой моторики у младших школьников

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда речь идёт о крупной моторике, подразумевается та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения — это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками. Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и мелкую моторику. Лепка - придание формы пластичному материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и другим) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеки и тому подобному. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда - до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и как вводный курс освоения первичных принципов техники.

Классификация:

1. Пластилин отечественного производства.

2. Пластилин зарубежного производства.

-2

3. Глина.

-3

4. Паста для моделирования.

-4

5. Тесто.

-5

6. Шариковый пластилин.

-6

7. Плавающий пластилин.

-7

8. Восковой пластилин.

-8

9. Масса для лепки.

-9

10. Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок.

-10

Обобщая, можно сделать вывод о том, что процесс работы с пластичным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

Приемы работы с пластичными материалами:

✓ Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.

-11

✓ Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

-12

✓ Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

-13

✓ Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.

-14

✓ Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

-15

✓ Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальцев на комочек пластилина делается небольшое углубление.

-16

✓ Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.

-17

✓ Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

-18

✓ Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.

-19

✓ Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стекой. Одновременно можно удалить излишки пластилина.

-20

✓ Разрезание. Разделение бруска стекой или резачком на отдельные куски.

-21

✓ Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

-22

✓ Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.

-23

✓ Скручивание. Придание формы спираль.

-24

✓ Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.

-25

✓ Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.

-26

✓ Смешивание цвета. Берем небольшой кусочек фиолетового пластилина, хорошенько мнем и разогреваем его в руках. Потом берем немного белого. Его тоже разогреваем и мнем. Объединяем кусочки в один валик и разминаем. Очень тщательно, чтобы не осталось пятнышек и разноцветных нитей. И вот - пожалуйста! - получился пластилин нежно сиреневого цвета.

-27
-28
-29
-30
-31

Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Уровень развития мелкой моторики - показатель интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, хорошая речь.