Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда речь идёт о крупной моторике, подразумевается та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения — это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.
Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками. Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и мелкую моторику. Лепка - придание формы пластичному материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и другим) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеки и тому подобному. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда - до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и как вводный курс освоения первичных принципов техники.
Классификация:
1. Пластилин отечественного производства.
2. Пластилин зарубежного производства.
3. Глина.
4. Паста для моделирования.
5. Тесто.
6. Шариковый пластилин.
7. Плавающий пластилин.
8. Восковой пластилин.
9. Масса для лепки.
10. Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что процесс работы с пластичным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.
Приемы работы с пластичными материалами:
✓ Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.
✓ Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
✓ Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
✓ Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.
✓ Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
✓ Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальцев на комочек пластилина делается небольшое углубление.
✓ Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.
✓ Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
✓ Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.
✓ Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стекой. Одновременно можно удалить излишки пластилина.
✓ Разрезание. Разделение бруска стекой или резачком на отдельные куски.
✓ Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
✓ Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.
✓ Скручивание. Придание формы спираль.
✓ Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.
✓ Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
✓ Смешивание цвета. Берем небольшой кусочек фиолетового пластилина, хорошенько мнем и разогреваем его в руках. Потом берем немного белого. Его тоже разогреваем и мнем. Объединяем кусочки в один валик и разминаем. Очень тщательно, чтобы не осталось пятнышек и разноцветных нитей. И вот - пожалуйста! - получился пластилин нежно сиреневого цвета.
Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Уровень развития мелкой моторики - показатель интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, хорошая речь.