Найти в Дзене
Папа, не горюй

«Куда ваша дочка лезет? Расшибётся!» — кричали мне на детской площадке. А это методика Никитиных: странноватая, но эффективная

Оглавление

А началось всё вот с чего. Зима в тот год была снежной. Дочка едва научилась ходить, да ещё этот комбинезон — похожий на костюм астронавта. И вдруг упала...

Я стоял рядом и смотрел, как она пытается встать.

Малышка была похожа на жука, который перевернулся вверх брюхом, не может подняться и лишь беспомощно шевелит лапками. С одной поправкой: дочка лежала лицом в снег.

Проходившие мимо женщины злобно обмерили меня взглядом.
"У-у-у, алкашня! Как тебе ребёнка только доверили! Поднять дочку не может!" — прошипела одна.
"Да он сам на ногах еле стоит", — добавила вторая.

Женщины ушли, а я спокойно продолжил свой эксперимент по воспитанию ребёнка методом семьи Никитиных.

Расскажу подробнее об этой методике, популярной в России, на Западе, и особенно — в Японии.

Суть метода

Методику воспитания придумали родители семерых детей — Борис и Лена Никитины. Семья педагогов-новаторов прославилась в 60-е.

О них снято много фильмов и много написано. Я с их методом познакомился из книги "Мы, наши дети и внуки", которую написали сами Борис и Лена.

У методики есть несколько особенностей:

  • ребёнок — это личность, поэтому с раннего детства малышам дозволено заниматься тем, чем они пожелают — никакого принуждения и уговоров,
  • дом необходимо наполнить обучающими пособиями и предметами, которые будут стимулировать интерес ребёнка к новым знаниям — развесить географические карты, глобусы, книги и т.д.
  • обучающие игры и пособия находятся в свободном доступе (привет методу Монтессори!)
  • родители — пример для детей
  • обязательные физические упражнения и закаливание с раннего детства (у Никитиных дети ходили босиком по снегу)
  • дети очень рано учатся сами себя обслуживать
  • новые знания могут опережать возраст (в четыре выучить таблицу Менделеева — вполне!) Главное, не останавливать ребёнка, если ему интересно

Что из этого можно использовать в обычной, совершенно не фанатичной семье? (мой личный опыт!)

Лично мне понравились несколько способов научить ребёнка распознавать опасность. В книге Никитиных описано, как одному из детей позволили потрогать головешки в горящем костре. Ребёнок обжёгся, но горячее больше никогда не трогал.

С костром я не стал рисковать, но однажды разрешил дочке потрогать довольно горячий чайник. Объяснил, что это и есть "горячо". Что также будет и с огнём, и с костром — и лучше всё это больше не трогать. Подействовало!

Я не помогал дочке вставать, когда она падала. Она быстро научилась вставать сама. Многие удивлялись, как такая кроха, пыхтя, очень быстро сама вставала на ноги.

Очень рано позволил дочке залезать на крутые лесенки на детских площадках. Она побаивалась поначалу. Мне было ещё страшнее. Мамы вокруг шикали на меня: "Куда ваш ребёнок лезет? Расшибётся!"

На видео дочке полтора года. Страха нет совсем.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

И, конечно, я заинтересовался различными методическими пособиями, которые разработал Борис Никитин.

Давно пользуемся "квадратами Никитина". Это такие вкладыши с геометрическими фигурами, которые нужно сложить.

Такие пособия легко найти в продаже. При желании можно сделать и своими руками из картона.

-4

Суть методики Никитиных — всё должно быть естественно, следуя законам природы. Удачно сложилась судьба каждого из детей, так что метод, в принципе, рабочий. Лично я не стал бы полностью ему следовать — в нём много перегибов. Но некоторые моменты в воспитании ребёнка точно пригодятся.

Всем благ! Спасибо, что ставите "палец вверх" и подписываетесь на канал. Молодому блогу "Папа, не горюй" это очень помогает. Если статья оказалась полезной, напишите об этом в комментарии — хотя бы пару слов. Мне очень важно, чтобы вам, уважаемые читатели, мои заметки приносили пользу!