Найти тему
Смотрю и вижу

Аппараты лунных программ. Лунный ровер. Афера на 19 миллионов долларов.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Сразу говорю, будет много букв, но без них нельзя. Как и обещал, сегодня будем разбирать LVR, лунный ровер.

Мне он понравился, я бы на таком по степи погонял. А подтолкнуло меня к написанию данной статьи фильм, прошедший на канале «Discovery Science» под названием «Аппараты лунных программ. Лунный ровер".

Добротный фильм, всё так толково и доступно рассказано. Но у меня возникли вопросы после прочтения статьи « Как был устроен первый внедорожник для Луны». В этой статье есть интересный момент, генеральным подрядчиком выступает «Boing», а в качестве субподрядчика взят «GM», а точнее «AC Delco». Именно эта компания в лице польского ученого, профессора Мечислава Григория Беккера, работавшего в то время там, практически создаёт ровер. В фильме же Сэм Романо (Sem Romano) менеджер лунной программы GM отдаёт в постройке ровера все лавры своей компании а подрядчиком выступает Боинг. И ни слова про Беккера.

Дальше больше, в этой статье есть чертежи электропривода с редуктором. Гениальная простота: двигатель на 183 Ватта (0,25 л.с.) с 10 000 оборотами в минуту и редуктор с отношением 80:1. Так это какой прогресс в механике, когда такой редуктор, ну прямо игрушечный, а число передач-то какое, придумали!!! Это все коробки передач можно уменьшить в разы и по весу и по размеру!!! Нет,GM почему-то не стал внедрять такую, я бы сказал всемирную, разработку у себя. У меня на автомобиле стоит GM-ская коробка. Начали выпускать с 2000 года, которую модернизировали из более ранней. У нее число передач от 1:3 до 1:0,75. И она большая и тяжёлая! Дальше в описании идёт, что колёса поворачиваются с помощью электродвигателя, причём на задней паре и на передней. Это сделано для дублирования в случае отказа. Я маленько макушку почесал, и не понял сей задумки. Зачем электропривод, когда из всех утюгов говорили, что борются за каждый грамм на ровере? Не проще ли сделать как на танке, одна сторона отключается, вторая работает, надёжно и не дорого! И АКБ меньшей мощности можно поставить. На луноходах серии «Луна» кстати так и сделано. Дальше, они зачем-то придумали новаторский способ отвода тепла от двигателей и АКБ, с помощью воска. Я когда это прочитал, чуть со стула не упал! К сожалению объёма залитого воска нигде не нашёл, но судя по описанию где-то килограммов 6. Грубо по килограмму на двигатели и АКБ. А сброс тепла вообще интересный, он осуществлялся при остановках ровера!? По одной версии крышку открывали и закрывали астронавты (а вдруг забудут?), по другой это всё делалось автоматически. А не проще ли было поставить рёбра охлаждения. Ведь этот метод известен задолго до освоения космоса, и тепло постоянно сбрасывается, и весить точно легче будет. При внешней температуре 127 градусов на ходу тепло скапливается в воске!!! Я понимаю, инженеры в этих фирмах на самом деле умные, но заказчиком то выступала НАСА, и это агентство раздавало техзадания. А ещё тормоза!!! Если сильно потянуть ручку управления, то включаются тормоза!!! Это как? С электроприводом на каждое колесо ещё и барабанные тормоза, когда электропривод может работать как тормоза? Лично мною проверено, я так ветрогенераторы останавливал. Я всё просмотрел, даже лупу взял, но тормозных барабанов не нашёл.

На видео разгрузки ровера вообще попахивает откровенной постановкой! Неужели на Земле не был отработан спуск ровера? Это в том случае, что они действительно готовились на Луну. Смотря спуск я вспомнил как рыбаки подсекают рыбу, вот один в один! Дальше, вес ровера на Луне примерно 35 килограммов. Как здоровый мужик пыжится, вытягивая его из отсека! Наконец-то вытащили, прилунили. И вот тут начинается цирк, зачем они его таскают из бока в бок, зачем-то подпихивают под спускаемый аппарат? Ведь и ребёнку понятно, что надо вытащить, пускай на руках на свободное пространство и там его обвешивать прочим навесным оборудованием. Ответ напрашивается сам собой, они боятся уйти из обзора камеры. Не смотря на то, что на Луне день, на шлемах опущены светофильтры, спускаемый аппарат светится как новогодняя ёлочка! Им темно? Даже в грузовом отсеке прожектор горит. Для чего? Ответ понятен, для постановки. Но ещё интереснее дальше, когда астронавты суетятся вокруг ровера, у обоих подняты светофильтры и чётко видно, что оба смотрят в камеру, даже при плохом разрешении камеры. Зато на роверах есть видеокамера и две антенны!!! И торжественно говорится, что во время движения идёт прямой сброс видео и звука на Землю. Но почему-то проговариваются, что надо остановиться и настроить антенну на Землю. Только тогда эфир пойдёт. Ещё один момент, при спуске ровера астронавты жалуются, что не могут поворачивать передними колёсами, что-то заклинило. Как? Ровер только с Земли, где проводилась куча проверок а тут на тебе!!! Но ещё интереснее реакция Хьюстона: «Не торопитесь, мы что-нибудь придумаем». Во как!!! А потом гениальная фраза, мол ничего не делайте на задней паре тоже можно разворачиваться. Молодцы!!! Хотя чуть позже на видео с этого ровера видно, что передняя пара прекрасно поворачивает! Много ещё чего можно увидеть, но это ещё куча букв. Вот и вопрос напрашивается: А они там вообще были?

Понравилось? Палец вверх, и подписывайтесь. Я ещё хочу Союз-Аполлон разобрать по винтикам.