Найти тему
Борщ Ньюс

Warhammer и эстетика фашизма

Оглавление
Игра Warhammer основана на эстетике "холодной войны"
Игра Warhammer основана на эстетике "холодной войны"

Это продолжение моих размышлений об идеологии в современных компьютерных и настольных играх. Предыдущие части можно посмотреть здесь и здесь.

Не отдельные люди, а целые страны

И если уж мы заговорили о связи игр с фашизмом, то следует вспомнить, что настоящий международный размах спортивным состязаниям впервые придали нацисты. Они же заложили многие фундаментальные для большого спорта элементы: большую шумиху, представление состязания спортсменов в качестве состязания стран. Якобы на стадионе состязаются не отдельные люди, а целые страны, и победа зависит не столько от качества тренировок, сколько от поддержки болельщиков, общей воли к победе.

Эти идеологические элементы были отражены в фильме Лени Рифеншталь «Олимпия», рассказывающем о XI летних Олимпийских играх, прошедших в Берлине летом 1936 года. Фильм не только превозносит победы немецких спортсменов, но подаёт их в ключе расистских идей о воспитании идеального человека, а также с помощью монтажа увязывает их с моральной поддержкой Гитлера, Геббельса и Геринга.

Стоит отметить, что фашисты, в первую очередь итальянские и немецкие, вообще знали толк в массовых шоу и во многом заложили основы современного масскульта. Дух нацизма до сих пор живёт в большом спорте, и совершенно не случайно, что спортивные (особенно футбольные) фанаты почти поголовно являются ярыми националистами , а нередко даже членами неофашистских организаций.

Warhammer и образ мирового еврейства

Теперь вернёмся к миру Warhammer. Пожалуй, наиболее ярко связь мира «Вархаммер» с наследием фашизма выражена во фракции скавенов. Есть такой народ в фэнтезийной версии этой игры — крысолюди, живущие в канализациях и подземельях крупных городов.

У скавенов очень много общего с образом мирового еврейства, каким его рисовала нацистская пропаганда. Скавены живут в трущобах и гетто, но таинственным образом опутали своими заговорами весь мир, они плетут тайные интриги и несмотря на свой нищий, полуголодный вид обладают небывалым могуществом и угрожают захватить весь мир. Они являются разносчиками заразы и сами напоминают некий вирус, скверну, охватившую мир.

Создатели компьютерных игр уловили эту очевидную параллель, так что в компьютерной игре Warhammer Total War 2 анимационное вступление к игре за фракцию крысолюдей копирует нацистский пропагандистский фильм 1940 года «Вечный жид». Сравните изображение распространения «еврейской заразы» по карте мира на 15-16 минутах фильма «Вечный жид» с аналогичным изображением распространения скавенов по карте мира «Вархаммер».

"Они хотят властвовать..."

А теперь, учитывая эту параллель, послушаем, что говорит нам закадровый голос: «В недрах этого мира они шепчутся и замышляют, наблюдают и выжидают... Прожорливая орда крысолюдей. Расползаясь под землёй, словно гнойная рана, они хотят властвовать над руинами, ибо такова воля их бога...» Подобные слова в ХХ веке звучали в адрес евреев, но сегодня их можно услышать и в адрес любых мигрантов, любых инородцев и вообще любых низов, бедных.

Фашизоид ищет объяснения всем своим и мировым бедам в некоем всемирном заговоре. В книге «Исследование авторитарной личности» философ Теодор Адорно описывает эту извращённую логику: «Приписывая евреям вину за все существующие беды, можно как бы с помощью прожектора, позволяющего быстро и всесторонне ориентироваться, объяснить тёмные стороны действительности».

Когда я выложил первую часть текста о «Вархаммере» в сеть, то получил море гневных замечаний от фанатов игры. К сожалению, конструктива в их критике не было: просто комментаторы на разные лады ругались, называя статью «тупым набросом» и «полным бредом», а меня ругали «националистом» и «патриотом». Это было даже приятно слышать после того, как под другими статьями кремлеботы клеймили меня агентом Запада и бандеровцем.

Полный текст статьи здесь.