Рекомендую к прочтению 👉"Фонематический слух - основа правильной речи у детей"
В конце статьи интересный факт,а также о том, как получить артикуляционную гимнастику😉
Поговорим о дизартрии. Дизартрия - это речевое нарушение, обусловленное недостаточностью иннервации (подвижности) речевого аппарата. Форму и тяжесть дизартрии ставит невролог, т.к. возникает дизартрия в основном при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола мозга, ответственных за артикуляцию, а помогает её преодолеть логопед.
К сожалению, в логопедической практике 95% детей имеют дизартрию. Работая в муниципальном детском саду не первый год, я ежегодно диагностирую детей подготовительной группы, а это около 100-120 детей на три группы детского сада. И 90 % из них с признаками дизартрии и нуждаются в логопедических занятиях.
Различные формы дизартрии могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде развития.
Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:
- токсикоз беременности;
- гипоксию плода;
- хронические заболевания матери в период беременности;
- минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях - матери и плода;
- легкую асфиксию;
- родовые травмы (особенно, если роды были быстрые, стремительные или наоборот затяжные, если применялось ускорение и стимуляция родов, если ребенок очень крупный и есть диспропорции между головкой ребенка и тазом матери, а также тазовое предлежание);
- острые инфекционные заболевания матери во время беременности и у детей в младенческом возрасте.
Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.
Самая частая форма дизартрии, которая встречается у детей - псевдобульбарная легкой или средней степени. Хотя чаще всего неврологи не ставят никакую форму, что говорит о том, что врач не особо то и разбирается в речевой патологии, раз мы - логопеды, владеем этой информацией лучше.
Как проявляется псевдобульбарная дизартрия?
Проявляться она может в двух вариантах: гипотонус и гипертонус. Поэтому в раннем психомоторном развитии можно отметить ряд особенностей: при гипотонусе психомоторное развитие запаздывает, ребенок начинает держать голову, сидеть, ползать и ходить позднее сверстников, может наблюдаться гиперсаливация (повышенное слюнотечение), полуоткрытый рот, ребенку сложно удержать язык во рту, мимика маловыразительна. При гипертонусе развитие может идти быстрее обычного, но мышцы тела будут постоянно напряжены, очень часто такие дети ходят на носочках, руки держат постоянно в кулачках, при пальпации мышцы лица и языка напряженные и твердые, язык малоподвижный. При любом варианте в начале консультируемся с врачом, не только с неврологом. Это может быть остеопат или физиотерапевт. Так как цель на первом этапе - нормализовать мышечный тонус.
Как дизартрия влияет на речевое развитие?
Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются после 1,5 – 2 лет, фразовая речь формируется очень поздно, после 3-х лет. Бывает и наоборот, ребенок рано начал говорить фразой, но при этом его речь мало кто понимает. При дизартрии всегда есть нарушения звукопроизношения, речевого дыхания и просодики, так как нарушена подвижность мышц артикуляционного аппарата (губы, щеки, язык, подвижность нёба). Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен, из-за чего речь может быть непонятной для окружающих. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.). У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.
Какие существуют меры профилактики и как помочь ребёнку с дизартрией заговорить лучше?
Исходя из определения что такое дизартрия, а именно недостаточность подвижности артикуляционного аппарата, самое главное вовремя начать развивать артикуляционную моторику. Для этого существует множество пособий по артикуляционной гимнастике. Для малышей я советую Нищеву Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.Для детей от 4 лет – Волошину И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков и девочек. Но подойдет любой вариант на Ваш выбор, так как все артикуляционные упражнения разработаны еще советскими педагогами, база одна, сейчас они публикуются просто в разных интерпретациях. Артикуляционную гимнастику следует выполнять 2-3 раза в неделю, увеличивая нагрузку (от 3 минут и больше), при выполнении используем зеркало, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнения.
При дизартрии средней и тяжелой степени помимо артикуляционной гимнастики полезен логопедический массаж, а также физиолечение, которое назначает невролог.
Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать мелкую моторику. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей руки связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Не забываем также включать в рацион твердую пищу, различные сухарики, свежие овощи и фрукты, мясо хорошо развивают подвижность артикуляционного аппарата.
Необходимой мерой профилактики дизартрии является посещение врачей (невролог, невропатолог, остеопат, ортодонт, если есть нарушения прикуса). Консультирование с ними поможет как можно скорее выявить речевые нарушения и своевременно начать коррекцию. Важно отметить, что к логопеду стоить идти только после посещения врачей! И самое важное – как можно больше общайтесь с ребенком. Ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого, так как речь формируется исключительно по подражанию.
Интересный факт⬇
В Корее отсчет возраста у детей ведётся с момента зачатия. И чтобы избежать путаницы, жители чаще всего называют не свой возраст, а дату рождения, таким образом они дают право собеседнику самому определить возраст.
Сегодня моя статья о глобальной проблеме всего логопедического сообщества - о дизартрии. И мне бы хотелось, чтобы детей с такой проблемой было меньше. Поэтому, тот кто оставит в комментариях свою электронную почту - получит рассылку с артикуляционной гимнастикой, о которой я писала в статье😉
Подписывайся на канал, чтобы не пропустить самое интересное😉
Ставь 👍 если статья была для Вас полезная!