Ведущий ученый говорит, что молодые пианисты должны следовать духу Баха и Бетховена
Бах, Моцарт и Бетховен поражали слушателей своими импровизациями. Но по словам современных учёных, сегодня пианисты потеряли то искусство. "Они не так успешны потому, что зависят исключительно от печатной партитуры".
Джон Мортенсен утверждает, что навыки импровизации были почти утрачены к 20-му веку, и что немногие классики музыканты могут делать это в своих стилях.
Он сказал: "Миллионы пианистов играют одно и то же. Мы разрушаем искусство ведь всё это делается для сохранения и совершенствования канонического репертуара".
"Когда вы говорите, что все должны играть прелюдию и фугу Баха, сонату Бетховена, ноктюрн Шопена, и это будет продолжаться до конца света, что-то в нашей душе умирает".
Мортенсен, профессор в Университете Седарвилля в штате Огайо, добавил: "Теперь ученики ищут другую, более гибкую форму музыкальности, но школы, по большому счету, не готовы предложить это".
Он выделил Баха как "композитора, исполнителя и импровизатора", который мог создавать сложное из ничего. Затем был Бетховен, сказал он, который унизил своего товарища немца Даниэля Стейбельта, одного из самых известных в Европе виртуозов пианистов, "высмеивая и разоблачая слабость низших мелодий" . Говорят, что Стейбельт был настолько унижен, что выбежал из комнаты.
В этом месяце издательство Оксфордского университета опубликует книгу Мортенсена "Руководство пианиста по исторической импровизации". Он пишет: "Бах мог импровизировать не потому, что был уникальным, а потому, что почти любой должным образом обученный клавишник в то время мог. Это было встроено в их музыкальное мышление с самого начала обучения". Он утверждает, что даже опытные артисты сегодня являются "новичками в импровизации": "Те, кто посещают университетские музыкальные школы, тратят почти всё свое время и силы на изучение, совершенствование и чтение шедевров из стандартного репертуара".
Мортенсен посвятил свою карьеру "совершенствованию и чтению шедевров репертуара", но он также является исполнителем, который импровизирует целые фуги и другие произведения в стилях 18-го века. Он преподает курсы и ведёт мастер-классы по классической импровизации во многих колледжах, в том числе в Королевском северном музыкальном колледже в Манчестере (RNCM).
Он сказал, что говорил со многими студентами-музыкантами в Британии и Америке, которые хотели бы изучать импровизацию, а также оставаться верными стандартному классическому репертуару. Он считает, что такие выступления особенно привлекут молодежь.
Услышав взгляды Мортенсена, пианист Стивен Осборн сказал: "Я в основном согласен. Когда я был в RNCM, хотел включить импровизацию в одну из моих программ. Мой учитель пытался остановить меня, говоря: "Они не воспримут тебя всерьез". Я был упрям. Было ощущение, что импровизацию не считают серьёзной музыкой". Но он чувствует, что импровизация возвращается в некоторые колледжи, включая Королевскую консерваторию Шотландии в Глазго: "Люди продвигают импровизацию потому, что они понимают, как это может углубить музыкальность".
Он утверждал, что композиторы в прошлые века были исполнителями, а сольные исполнители, как правило, были композиторами: "Различия показались бы им довольно искусственными. Все они были импровизаторами. За последние 200 лет возросла специализация. Сейчас редко когда исполнители являются композиторами или импровизаторами, что может оказать оглушающее влияние на музыку, если ее рассматривать как музейный экспонат. Импровизация, то, что исходит спонтанно, вложило очень много энергии и эмоций в мою классическую игру".
Мортенсен сказал: "Что мне действительно нравится, так это мысль о том, что представление может зайти куда угодно. Это настоящее приключение".
Источник: https://www.theguardian.com/music/2020/jun/06/why-classical-musicians-need-to-learn-how-to-improvise