Найти тему

Изобретения русского гения-самоучки Ивана Кулибина. Вспоминаем их вместе

Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого (Эрмитаж)
Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого (Эрмитаж)

Изобретения нашего знаменитого соотечественника Ивана Кулибина, имя которого стало нарицательным, можно разделить на полезные и забавные. Во многом он опередил свое время и не все из них были поняты и признаны его современниками.

Однако, ему повезло больше, чем многим другим подобным изобретателям – на него обратила внимание сама императрица Екатерина II. Ключом к его карьере стали подаренные ей необыкновенные музыкальные часы.

-2

Великий русский изобретатель, механик, инженер Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в слободе около Нижнего Новгорода в семье богатого торговца мукой. Отец чаял видеть в нем своего помощника и преемника, но Иван с детства проявлял интерес не к коммерции, а к разным техническим ухищрениям.

Так, например, в саду своего дома он соорудил устройство, которое позволяло воде в запруде быть всегда проточной. Благодаря этому там не происходило замора рыбы. Отец, увидев это, согласился с тем, что торговцем его сын никогда не будет.

Отец обучил мальчика грамоте, позволил заниматься любимым делом — мастерить флюгеры и прочие устройства — и снабжал соответствующей литературой. Но толкового мастера, впрочем, как и хороших инструментов, в Новгороде было не найти. Помогло знакомство с московским ремесленником Лобковым, который научил азам механики и по сходной цене уступил необходимые инструменты.

Кулибин стал способным учеником часового мастера, а затем стал и сам изготавливать часы, которые славились на весь Нижний Новгород.

В своей автобиографии Кулибин писал:

«После сего купил старые карманные часы, начал их разбирать и опять собирать и то делал многократно... С того времени начал брать, которые немножко повреждены, часы стенные и карманные в починку... и от того имел пропитание»

Кулибин задумал сделать такие удивительные часы, которые могли бы понравиться самой императрице. Его замысел был спонсирован купцом Михаилом Костроминым. В 1767 году, во время поездки Екатерины II по Волге, Костромин представил Кулибина графу Григорию Орлову, а через того – и самой императрице. Государыня взяла с Кулибина слово, что часы будут изготовлены и преподнесены ей.

Чудо-часы состояли из 427 деталей, а внутри при помощи пружин и шестеренок разыгрывалось целое театральное действо: открывались маленькие дверцы, за которыми находился «гроб Господень», появлялся ангел и коленопреклонённые воины. Однако ко времени визита императрицы Кулибин не успевал, поэтому на личной аудиенции он преподнес царице несколько других приборов и рассказал о задуманных часах.

Самоучка-изобретатель очень заинтересовал Екатерину, и она повелела ему, как завершит работу, ехать в Петербург.

-3

Это осуществилось в 1769 году. Небольшие карманные часы размером и формой гусиного яйца содержали часовой музыкальный механизм, который каждый час показывал модель храма, а в полдень исполняли кантату в честь императрицы на слова самого Кулибина.

-4

Восхищенная Екатерина II наградила Кулибина премией в тысячу рублей и назначила его на должность заведующего механической мастерской Академии наук с неплохим жалованьем. В этой должности Кулибин пользовался почетом и уважением трех монархов и вышел в отставку по старости при Александре I с сохранением щедрой пенсии.

Механизм открывания форточек

Одним из практичных изобретений Кулибина является механизм безопасного открывания оконных форточек. Как-то раз Кулибин заметил, что в Царскосельском дворце форточки в окнах расположены высоко и неудобно. Открывавшие и закрывавшие их слуги должны были карабкаться по карнизам, рискуя сорваться. Кулибин предложил для их отворения простой механизм с использованием шнурков, за которые можно было тянуть, стоя внизу. До сих пор этим механизмом пользуются для открывания тяжелых фрамуг на окнах.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света.

«Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам владельцев кораблей, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты, что принесло ему некоторый доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

-5

Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.

-6

Вечный двигатель Кулибина

Кулибин верил в возможность создания вечного двигателя. Построенный им «водоход», двигавшийся вверх по течению якобы силою падавшей на него воды, оказался, как и следовало ожидать, нежизнеспособным.

-7

Арочный мост через Неву

С 1770-х до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Этот проект вышел чересчур дорогостоящим, поэтому не был реализован.

Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850 году.

Знаменитый однопролетный мост через Неву — как он мог бы выглядеть, если бы был построен. Его расчет Кулибин выполнял на моделях, в том числе в масштабе 1:10.
Знаменитый однопролетный мост через Неву — как он мог бы выглядеть, если бы был построен. Его расчет Кулибин выполнял на моделях, в том числе в масштабе 1:10.

Винтовой лифт

Стареющая и ставшая грузной Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру.

Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Самобеглая коляска

В 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.

-9

Это изобретение можно отнести к неудачным, поскольку самобеглая коляска Кулибина отличалась сложной системой привода и требовала от водителя значительных усилий.

Протез ноги

Протезы для рук и ног Кулибин впервые изготовил в 1791 году, во время войны с Турцией.

На рубеже XVIII—XIX вв.еков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает.

-10

Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был труд бурлаков — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

-11

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В 1782 году судно, нагруженное большим количеством песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, чем корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение.

Мосты

-12

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Что еще сделал Кулибин?

— Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.

— Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.

— Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.

— Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.

— Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).

— Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).

— Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.

— Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок — настенных, напольных, башенных.

-13

Знаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764—1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Во многом благодаря этому подарку Кулибин возглавил мастерские при Петербургской академии наук. Ныне хранятся в Эрмитаже.

Каким он был в жизни

Кулибин производил при дворе впечатление диковины, которое он сам искусно поддерживал. Он получил от императрицы особую привилегию не брить бороду и появляться при дворе в простонародном мещанском платье. Его едкие лакейские шуточки приводили в восторг вельмож. Кулибин ловко пользовался дивидендами с этого.

-14

Соглашаясь играть почти шутовскую роль при екатерининском дворе, в личном быту Кулибин придерживался правил старинного русского благочестия, не пил спиртного и не курил.

-15

Кулибин был женат три раза. Последний раз он женился в 68 лет на 20-летней девушке, которая родила от него троих детей. Всего Иван Петрович вырастил двенадцать детей и всем им он дал хорошее образование.

Под конец жизни Кулибин оказался в немилости и был вынужден вернуться на малую родину. Денег катастрофически не хватало, потому что все средства он вкладывал в изобретения, не переставая этим заниматься до самой смерти.

Дом Кулибина в Нижнем Новгороде
Дом Кулибина в Нижнем Новгороде

Мемориальная доска на месте усадьбы, где родился и жил Иван Петрович Кулибин в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска на месте усадьбы, где родился и жил Иван Петрович Кулибин в Нижнем Новгороде

Подписывайтесь на наш канал «События и люди». Пишите в комментариях, какие темы вам интересны!