Россия имеет преимущество перед большинством стран, которые хотят в космос. Это преимущество называется «конверсионные ракеты». Суть в том, что мы берём военную баллистическую ракету, добавляем одну или две ступени, и получаем ракету-носитель лёгкого класса. При этом экономим на разработке и испытаниях первых ступеней - они уже разработаны и испытаны. Можно сделать ещё круче - в качестве первых ступеней взять устаревшую и списанную ракету, которую всё равно как-то надо утилизировать. Тогда мы можем получить первые ступени за бесценок, а военных избавить от возни с утилизацией.
Ракета Р-29Р - основа для «Волны»
Основой для «Волны» послужила баллистическая ракета морского (подлодки) базирования разработки КБ им. Макеева из города Миасса. Это первая в мире морская ракета с разделяющимися боеголовками. Ракета двухступенчатая с блоком разведения (можно считать за третью ступень). Первые две ступени работают на высококипящих компонентах. Хорошо знакомые нам по «Протону» несимметричный диметилгидразин и азотная кислота.
Блок разведения имеет четыре двигателя, по бокам носа. Я уже разбирал такую экзотическую схему размещения двигателей - в носу ракеты. Здесь мы видим её на практике. Одна, три или семь боеголовок крепятся сзади блока разведения. На самом носу - купол астронавигации, при старте ракеты прикрытый защитным кожухом.
Ракета Р-29Р с 1976 года ставится на подводные ракетоносцы проекта «Кальмар». Их было построено 14, сейчас осталось пять. Эти подлодки устарели и постепенно списываются, сами ракеты Р-29Р также списываются и заменяются более современными Р-29РМ «Синева». Время от времени проводятся учебные пуски Р-29Р, из 9 пусков все удачные, по официальным данным минобороны.
Ракета «Волна»
Для создания ракеты «Волна» к базовой Р-29Р добавили третью ступень - твердотопливную. Старт ведётся с подводной лодки, то есть теоретически можно вывести её на экватор и запустить с максимальным бонусом от вращения Земли. Тогда грузоподъёмность ракеты составит 115 кг - очень скромный показатель, на уровне ракеты «Электрон» от Рокетлабов. Однако ракета чувствительна к наземной поддержке пусков (на экваторе у нас станций связи и контроля нет), по этому по факту все пуски осуществлялись с Баренцева моря - а оттуда можно вывести только 50 кг, что совсем неприлично, учитывая, что стоимость ракеты 4-5 миллиона долларов. То есть мы получаем 80-100 тысяч долларов за килограмм груза - ужасная экономика полётов.
Практика запусков - ещё ужаснее теории
С 1995 по 2005 год было осуществлено пять пусков ракеты-носителя «Волна», из них только один орбитальный, остальные суборбитальные, что позволило увеличить нагрузку до 150 килограмм. Статистика пусков ужасная - полностью успешен только один суборбитальный пуск (ракета делала привычное дело - летела на камчатский полигон). Надёжность всего 20%.
Был угроблен прототип надувного теплозащитного экрана «Демонстратор-2» (два раза), Два раза угробили прототипы спутников «Космос 1», созданных для испытания солнечного паруса.
Ложечка мёда
Чтобы не быть совсем необъективным, обязан упомянуть ракету-носитель «Штиль» от того же КБ Макеева, и так же стартующая с подводной лодки. Ракета «Штиль» совершила два успешных запуска (в 1998 и 2008), благополучно вывела все спутники. Однако, так же как и «Волна», имеет крайне низкую грузоподъёмность (70 кг) и высокую цену пуска (4-5 млн долларов).