Найти в Дзене
История по факту

Почему война стала главным двигателем кино?

Оглавление

Не пожалей пальца вверх для статьи и подписки. Спасибо!

В 1899 году, когда вспыхнула англо-бурская война , у американцев разгорелся аппетит на вести с фронта. В театр Костера ломились толпы - смотреть на "живые картины" африканских боёв. Их обеспечивали изобретения Томаса Эдисона: "витаскоп" (первый проектор) и "кинематограф", снимавший движущиеся изображения. Фильмы появились всего 4 года назад, но уже получили признание.

Никого тогда не поражала оперативность съёмочной группы Эдисона, работавшей на полях сражений почти "в прямом эфире", и не удивляло сходство африканских саванн с сельскими пейзажами Нью-Джерси.

Эдисон занялся "живыми картинами" лет за 10 до англо-бурской войны. Он думал над аппаратом, способным снимать движущиеся объекты, которые можно было бы показывать. В один прекрасный день такой аппарат появился. Эдисону не терпелось испытать свой "кинематограф". При его лаборатории была создана первая в мире игровая киностудия - "Чёрная Мария": сарай, обшитый чёрным толем. Первые фильмы снимались на самые популярные сюжеты: Баффало-Билл, балерины, боксёрский матч. Однако совсем скоро к таким картинам интерес пропал. Но кино нужно было продвигать, и совсем скоро такая возможность возникла. Началась англо-бурская война, народ Англии следил за всеми новостями из фронта. Ухватившись за такую возможность, Эдисон начинает съёмки военной картины.

Киностудия Эдисона - "Чёрная Мария
Киностудия Эдисона - "Чёрная Мария

Павильонные съёмки проблемы не составляли, но как удовлетворить спрос на батальные сцены? Пришлось устраивать постановки во дворе студии, привлекая солдат национальной гвардии Нью-Джерси. За несколько дней Эдисон отснял самые кровавые сражения англо-бурской войны - и не без режиссёрского языка.

Эдисона так и не обвинили в фальсификации, но, вероятно, многие в залах догадывались, что это инсценировки. Его киностудию скоро вытеснили с рынка более талантливые продюсеры. К длинному списку изобретений Эдисона можно добавить "спецэффекты" - он стал "Джорджем Лукасом 1900 года".

Томас Эдисон
Томас Эдисон

Через 6 лет кинокомпания "Байограф" осрамилась с выдумкой Эдисона и была освистана публикой, когда, спеша опередить конкурентов, отняла "новостной ролик" о землетрясении и пожаре в Сан-Франциско на макете города, сделанном из картона и глины. Другие фильмы об этой катастрофе были документальными, но погоня за сенсационными кадрами делала своё дело: например, сцена с семейным пикником среди развалин выглядит явно постановочной.

Впрочем, этим грешит не только американский кинематограф. Современные технические средства дают возможность показать реальные и трагические события малозначащими и несерьезными и, наоборот, сконцентрировать внимание большинства на том, что, в сущности, выеденного яйца не стоит. Подтасовки иногда кажутся наивными, однако они стали жутковатым предвестником виртуальной реальности.

Если понравилась статья, то жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписывайся на КАНАЛ.