Не пожалей пальца вверх для статьи и подписки. Спасибо!
В 1899 году, когда вспыхнула англо-бурская война , у американцев разгорелся аппетит на вести с фронта. В театр Костера ломились толпы - смотреть на "живые картины" африканских боёв. Их обеспечивали изобретения Томаса Эдисона: "витаскоп" (первый проектор) и "кинематограф", снимавший движущиеся изображения. Фильмы появились всего 4 года назад, но уже получили признание.
Никого тогда не поражала оперативность съёмочной группы Эдисона, работавшей на полях сражений почти "в прямом эфире", и не удивляло сходство африканских саванн с сельскими пейзажами Нью-Джерси.
Эдисон занялся "живыми картинами" лет за 10 до англо-бурской войны. Он думал над аппаратом, способным снимать движущиеся объекты, которые можно было бы показывать. В один прекрасный день такой аппарат появился. Эдисону не терпелось испытать свой "кинематограф". При его лаборатории была создана первая в мире игровая киностудия - "Чёрная Мария": сарай, обшитый чёрным толем. Первые фильмы снимались на самые популярные сюжеты: Баффало-Билл, балерины, боксёрский матч. Однако совсем скоро к таким картинам интерес пропал. Но кино нужно было продвигать, и совсем скоро такая возможность возникла. Началась англо-бурская война, народ Англии следил за всеми новостями из фронта. Ухватившись за такую возможность, Эдисон начинает съёмки военной картины.
Павильонные съёмки проблемы не составляли, но как удовлетворить спрос на батальные сцены? Пришлось устраивать постановки во дворе студии, привлекая солдат национальной гвардии Нью-Джерси. За несколько дней Эдисон отснял самые кровавые сражения англо-бурской войны - и не без режиссёрского языка.
Эдисона так и не обвинили в фальсификации, но, вероятно, многие в залах догадывались, что это инсценировки. Его киностудию скоро вытеснили с рынка более талантливые продюсеры. К длинному списку изобретений Эдисона можно добавить "спецэффекты" - он стал "Джорджем Лукасом 1900 года".
Через 6 лет кинокомпания "Байограф" осрамилась с выдумкой Эдисона и была освистана публикой, когда, спеша опередить конкурентов, отняла "новостной ролик" о землетрясении и пожаре в Сан-Франциско на макете города, сделанном из картона и глины. Другие фильмы об этой катастрофе были документальными, но погоня за сенсационными кадрами делала своё дело: например, сцена с семейным пикником среди развалин выглядит явно постановочной.
Впрочем, этим грешит не только американский кинематограф. Современные технические средства дают возможность показать реальные и трагические события малозначащими и несерьезными и, наоборот, сконцентрировать внимание большинства на том, что, в сущности, выеденного яйца не стоит. Подтасовки иногда кажутся наивными, однако они стали жутковатым предвестником виртуальной реальности.