157 подписчиков

Почему «главное не победа, а участие» - это вредная установка?

1,3K прочитали
 Цитируемая в заголовке фраза появилась, как считается, 19 июля 1908 года родилась фраза «Главное не победа, а участие».

Цитируемая в заголовке фраза появилась, как считается, 19 июля 1908 года родилась фраза «Главное не победа, а участие». В 1908 году проходили Олимпийские игры, во время которых легкоатлет Дорандо Пиетри упал. Ему помогли встать и преодолеть оставшиеся до финиша метры. Он выиграл забег, но позднее был дисквалифицирован за получение помощи от посторонних. Тогда-то епископ Пенсильванский произнес по адресу Пиетри и всех проигравших участников Олимпийских игр фразу: «Главное – не победа. Главное – участие».

Этой фразой стало принято утешать детей, которые не добились выигрыша в соревнованиях, не стали отличниками по результатам учебного года, не принесли селе, команде, школе призовых медалей. С одной стороны, кажется, что эта фраза призвана успокоить раненое самолюбие ребенка и настроить его на победу. С другой стороны, фраза не только не несет пользы, но и откровенная вредна.

  • Ребенок учится обесценивать труд других. «Ну и что, что у него медаль, отличные оценки и приз? Мы все победители!» - думает он. «Я все равно молодец. Почему же чествуют только его?» - обижается он. «Это несправедливо, я тоже работал!» - возмущается он.
  • Ребенок, щедро получающий похвалу за мизерные усилия, за крупицу труда, за малейшие движения в сторону хорошего результата, не учится бороться, добиваться цели, совершенствовать свои навыки. Он не учится прикладывать усилия, значит, ему неведом истинный вкус победы.
  • Эта фраза воспитывает инфантильных, ленивых, пассивных людей. Действительно, зачем стараться, если все равно «победили все» или «победила дружба»? Став взрослым, ребенок, которого хвалили не за победу, а за участие, искреннее недоумевает, почему его перестали хвалить, а только требуют. Ведь в его картине мира прочно укрепился образ постоянно награждаемого и поощряемого. Целеполагание, упорство в труде, поэтапное решение задач ему незнакомы. Он просто не приучен к ним с детства.
  • Выросшие дети ожидают высокой оценки своих незаурядных дел, хороших зарплат, премий, поощрений просто за факт своего присутствия на работе и участия в трудовой деятельности коллектива. В противном случае они либо меняют работу, либо уходят в депрессию, либо продолжают жить с родителями и за их счет, потому что «мир жесток».
  • Пожилым родителям приходится пожинать плоды своего воспитания и или качать головами «его/ее просто не оценили», или пытаться пристроить выросшее дитя хоть на какую-то работу.
  • Выросшие при постоянно похвале «за участие» дети более поглощены собой, даже очарованы собственной персоной, нежели их сверстники, к которым относились трезво и которых хвалили за результат. Они склонны преувеличивать свои достоинства и свои заслуги, что делает все более широкой пропасть между ними и остальными членами общества.