Найти тему

Основные настройки фотоаппарата: просто и понятно про диафрагму!

Фактор знания роли диафрагмы (апертуры) в фотоаппарате является одним из важнейших и основополагающих в правильном подборе параметров и настроек фототехники. Многие люди часто сталкиваются с проблемой плохих кадров даже после покупки дорогих фотоаппаратов. Они очень расстраиваются и не могут понять, с чем это связано. И если Вы из их числа, то не вешайте нос - сейчас разберёмся, ведь главное - иметь желание! Ну что, поехали?

Если Вы выбрали один из двух нижних вариантов ответа, Вам следует проявить особую внимательность!

1) В первую очередь, давайте разберёмся, что это вообще такое!

Диафрагма – это круглое окошко из нескольких лепестков, которое регулирует поток света, проникающий в камеру.

2) Расположена она не в самом фотоаппарате, а в объективе, который к нему присоединён.

Расположение диафрагмы в фотокамере
Расположение диафрагмы в фотокамере

3) Какие функции она выполняет:

1. Так как диафрагма – один из трёх компонентов экспозиции (помимо выдержки и ISO), она регулирует количества света, попадающего в камеру. Ведь экспозиция - это количество света в кадре. Чем больше открыта диафрагма (максимально широкое отверстие и минимальное число значения диафрагмы на фотоаппарате), тем больше света проходит дальше. От этого фотография будет светлее, либо темнее. Число значения диафрагмы указывается так: латинская буква "f" и через слэш само число. Например, f/5,6.

2. ГРИП - глубина резкости изображаемого предмета. Чем сильнее открыта диафрагма, тем глубина резкости меньше, и наоборот, чем сильнее она зажата, тем ГРИП больше. Грубо говоря, мы видим мир как трёхмерное изображение (глубина, ширина и высота). И если с шириной и высотой всё понятно, то что же такое глубина? Ну, вот представьте, что Вы решили сфотографировать какую-нибудь очень длинную доску. Если диафрагма будет открыта, то в резкости будет только часть доски (Например, передняя, средняя или дальняя, в зависимости от того, где Вы сфокусируетесь), а другая часть (до и после выбранной чёткой части) будет размыта. Если зажать диафрагму, то вся доска будет в резкости и выбирать ничего не придётся. Зато при открытой апертуре как красиво смотрится художественное размытие! Если с открытой диафрагмой сфокусироваться, например, на цветке, то из-за малой ГРИП фон красиво "расплывётся" и главный объект будет отделён от заднего плана. И если на переднем плане (перед цветком) попадётся какая-нибудь веточка, она тоже будет в расфокусе. Очень многим это нравится, смотрите сами!

Иллюстрация маленькой ГРИП
Иллюстрация маленькой ГРИП

При желании максимально размыть фон, нужно сделать так, чтобы расстояние между ним и главным объектом было как можно больше!

3. Боке. Так как мы с Вами уже выяснили, что диафрагма может размывать фон, можно догадаться, что источники света, расположенные на заднем плане тоже будут нечёткими. Выглядит это очень здорово и красиво!

Художественное размытие источников света на дальнем плане
Художественное размытие источников света на дальнем плане

А так как апертура состоит из лепестков, она не может быть идеально круглой, поэтому на некоторых фотографиях боке получается многоугольной формы. Углов столько же, скольки и лепестков в диафрагме. При этом на форму самого изображения это никак не влияет.

Боке многоугольной формы
Боке многоугольной формы

Например, диафрагма объектива, с помощью которого снято это 👆фото, состоит из семи лепестков.

4) Когда апертуру лучше зажать, а когда оставить открытой:

Лучше открыть диафрагму:

А. При ночной съёмке: в тёмное время суток и так мало света, не нужно это усугублять, закрывая ему проход;

Б. При съёмке макро, портретов, чтобы отделить главный объект фотографии от фона, чтобы они не сливались, не зря в "портретниках" диафрагма часто бывает фиксированной (то есть её значение нельзя поменять) на небольших числах (f/1,4; f/2,8)

Лучше зажать диафрагму :

А. Если света слишком много, Вы снимаете в солнечную погоду. Да конечно, яркое фото - это хорошо, но если видите пересвет (на каком-либо участке всё белое и ничего не видно) - смело ставьте число побольше! Кстати, в фоторедакторах гораздо проще исправить недосвет, чем пересвет. Даже если фото сделано в комнате, где вообще нет источников света и глаз видит только пустую черноту (как в жизни, так и на фото), то подняв яркость или экспозицию в фоторедакторе Вы получите нормальную фотку. Хотя качество её, конечно, будет гораздо хуже, чем если просто включить лампочку изначально.

Б. При съёмке пейзажей. Ну, здесь от фона отделять, скорее всего нечего, зато прорисовка деталей, насыщенность цветов и контраст на картинке точно возрастут.

Ну вот, в целом разобрались! В этой статье я попытался максимально понятным и простым языком донести до Вас эту тему. Надеюсь, всё было интересно и просто. Если остались вопросы - обязательно задайте их в комментариях, я вскоре постараюсь ответить!