40 подписчиков

Каким должен быть современный богослов

Photo by Matt Antonioli on Unsplash
Photo by Matt Antonioli on Unsplash

Как по-разному понимается задача богослова. Одни – их большинство, – считают, что богословие для них, это меч, которым они будут разить ненавистных им оппонентов, не отдавая себе отчёта в том, что они, в общем-то, богословы и им следует иначе решать традиционные вопросы. Другие – их значительно меньше – ищут какие-то ответы на теоретические вопросы, пишут бесконечные статьи, которые никто не будет читать, и только немногие исследователи познакомятся с ними…

И кажется, что так и быть должно. Однако, пора уже развеивать миф о том, что богословие не для всех, что туда никого пускать не надо, а также пора определить какие действия богослову всё-таки не надо совершать, поскольку его профессия предполагает несколько иное поведение.

Photo by Kyndall Ramirez on Unsplash
Photo by Kyndall Ramirez on Unsplash

Медийные богословы

Я думаю, что вы понимаете, что для того, чтобы богослову статьи более-менее известным и востребованным, проще всего стать медийным, далее – нужны скандалы в которых надо принимать участие и желательно нужно быть непробиваемым и упёртым, отстаивать какую-нибудь точку зрения, и всё это для того, чтобы стянуть на себя как можно большее количество людей и стать популярным богословом.

Интересно то, что медийные богословы, закончив своё обучение в теологическом вузе, вместо того, чтобы приносить пользу именно богословию, искать себе применения в своей профессии, они начинают ораторствовать, кидаться то на тех, то на этих, проявлять агрессивные свои наклонности, тем самым, низлагая себя как богослова и превращаясь непонятно вообще в кого.

Photo by Austin Distel on Unsplash
Photo by Austin Distel on Unsplash

Священнослужителю и церковнослужителю трудно быть богословом

Самое главное, это не субъективность, не «я и моё мнение», а объективный подход, умение видеть ситуацию с разных точек зрения, понимание последствий принимаемых решений. И священнику, и дьякону трудно быть до конца объективным, и они неизбежно уже находятся в рамках своего церковного служения, которое должно быть на первом месте.

Происходит противоречие: «служитель» не сочетается с «исследователем», особенно, если батюшка активно выступает в сети, в то время как он должен готовится ко встрече со своей паствой, к проповедям, к совершению таинств, ко всем перипетиям, касающимся строительства прихода, храма. Главное всё-таки – богослужение, а не богословствование, тем более медийность!

Например, медийность некоторых (не всех) правящих архиерев, митрополитов, самого Патриарха Кирилла – это необходимость, поскольку они обличены церковной властью и являются официальными представителями Церкви в глазах светской власти и всего мира. Здесь медийность неизбежна и необходима, потому что является инструментом влияния, дипломатического диалога и повышения, а, нередко, и понижения авторитета Церкви в глазах мира.

Photo by Helena Lopes on Unsplash
Photo by Helena Lopes on Unsplash

Путь богослова

В действительности всё просто. Специально (и – не случано) был создан институт теологии и в 2015 году профессия стала легитимной на всех уровнях. Споры о том, может ли быть теология наукой уже не ведутся с такой силой, как это было в прежние годы. Теология существует не для того, чтобы давать «силу» для новых медийных истерик и нападок на общество, не для склок и конфликтов, не для того, чтобы выяснять отношения и бороться за «правду», как это делают политики, общественные деятели, борцы за справедливость.

Если вы видите в кадре священника, дьякона и даже мирянина, который, несмотря на то, что является богословом, представляет из себя «боевую единицу», занимается создание конфликтов и развязыванием различного рода борьбы с людьми – это не богослов.

Нравится это моим коллегам или нет, но богослов не может в публичном пространстве вести себя как журналист и обычный блогер. У богослова нет на это права, потому что своим примером он должен подавать повод задуматься совершенно о других вопросах, о том, что ускользает от сознания многих теологов, которые вступают на тропу войны… И начинают борьбу…

Я не буду здесь приводить примеры, потому что сам лично не хочу развязывать очередной конфликт, но думаю, вы понимаете о чём я.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Конструктивная критика

Критиковать надо ещё уметь. Конструктивно – это значит не разрушать, не пытаться навредить, не объявлять никому своего яростного неудовольствия.

Богослова это касается в первую очередь. Посудите сами, с одной стороны, он говорит о Боге, с другой – набрасывается на людей, которые даже и сделать-то ничего плохого не успели, они просто высказывают свою точку зрения на своих каналах.

Как такового института критики у нас почти нет. Критиковать никто не умеет. Когда ты набрасываешься на человека, то это говорит о том, что ты не профессионал, дилетант и невежа, поскольку ты ничем не помогаешь критикуемому тобой человеку, а пытаешься ему причинить вред. И больше ничего.

Но богослову, если он начинает критиковать, нужно не только указывать на ошибки и недочёты, но и потрудиться дать эффективные рекомендации, что делать, как именно стать лучше, что и как надо исправлять. Понимаешь насколько это сложно и ответственно?

Вот поэтому лучше всего не начинать критиковать вообще.

Чтобы не потерять блог из виду, следить за следующими публикациями, подпишись на блог и оставь свой комментарий.

Автор: Андрей Кабилов