В темную безлунную ночь освещенность может быть в тысячи раз ниже, чем днем. Но пока мы спим в своих постелях, большинство живых существ начинают активную фазу дня. Как им удается ориентироваться в полной темноте?
Как пример, возьмем ночных насекомых — размер их зрительных органов зачастую не превышает спичечную головку, но они отлично ориентируются на местности в тусклом свете, ловко избегают препятствия и обнаруживают даже слабые движения вокруг.
Например, органы зрения ночной тропической пчелы вида Megalopta genalis поглощают всего несколько фотонов, но этого достаточно, чтобы ориентироваться в запутанном и густом тропическом лесу даже когда уровни освещенности находится на предельно низких значения. Подобным поведением отличается и ночная европейская бабочка вида Deilephia elpenor из семейства бражников. Это было бы невозможно без определенных хитростей со стороны насекомого.
На примере бражника ученые изучили работы зрительных центров мозга насекомого и выяснили, что благодаря определенной работе нейронов бабочка умеет складывать в единую картинку одиночные фотоны, которые уловила в разных точках пространства и времени. По мере улавливания все большего числа фотонов, картинка мира в голове Deilephia elphenor становится все ярче — это можно сравнить с длинной выдержкой камеры при фотографировании.
Правда, при этом не удастся добиться высокой четкости изображения, но зато насекомое может сформировать представление об окружающем мире и даже увидеть его в цвете!
Этой способностью, которая называется «нейронным суммированием», обладают и другие ночные насекомые. Конечно, итоговое изображение будет далеким от идеала — не будут, например, зафиксированы быстро движущиеся объекты, но подобный способ визуализации мира говорит о том, как сложно и изобретательно устроен зрительный центр даже маленьких существ.