Найти в Дзене
Анапское Черноморье

«Мы стрелянто пистолето»: ТОП-6 культовых криминальных комедий

Разобрав по полочкам лучшие криминальные драмы всех времён и народов, мы не смогли оставить за бортом криминальные комедии, очень любимые в России, где имя Гая Ричи на постере – гарантия кассовых сборов. Отечественные киноделы пока не слишком поднаторели в жанре, хотя то и дело предпринимают попытки вроде «Папа, сдохни!», но на западе есть несколько блистательных образцов, о которых сегодня и поговорим.

11 друзей Оушена (2001 год, 12+)

-2

Секрет любого изысканного блюда – в ингредиентах и их пропорциях. В комедии Стивена Содерберга идеально всё: россыпь звёзд от Брэда Питта и Джорджа Клуни до Джулии Робертс, изящный сценарий, воздушно-лёгкий саундтрек, непошлый юмор и несколько очаровательных сюжетных поворотов.

Грабители банка все как один полны обаяния. Несмотря на то, что они отъявленные мошенники, за них искренне переживаешь, ведь объект великолепной аферы – гнусный тип и конченый подлец, такого и обокрасть не жалко.

Не все знают, что «11 друзей» – ремейк голливудской классики 1960 года, где в роли Дэнни Оушена снялся сам Фрэнк Синатра. И хотя действие «перепевки» перенесено в наше время, шарм и утончённость 60-х остались. В общем, кино, приятное во всех отношениях.

Криминальное чтиво (1994 год, 18+)

-3

Когда у Квентина Тарантино спросили, почему с 94-го года он не снял ничего лучше «Криминального чтива», режиссёр со свойственной ему едкостью ответил: «А кто снял?» Разрушающий шаблоны фильм с нелинейным повествованием, ретро-саундтреком и тонной самоиронии стал одним из главных открытий 90-х и навсегда сделал имя своего создателя синонимом качественного, умного и стильного кино.

На видеокассетах с гундосым переводом «Чтиво» позиционировалось комедией, хотя драмы в нём тоже изрядно. Однако ювелирные, разобранные на цитаты тарантиновские диалоги полны чёрного юмора, а сборище зачастую не самых адекватных персонажей вызывает не одну усмешку.

Глядя на выходящих в финале из кафе Джулса и Винсента, поневоле думаешь, что всё у них будет хорошо, хотя знаешь, что как минимум героя Траволты ждёт не самая завидная участь. Однако вспоминать об этом не хочется. Чтиво такое чтиво.

Фарго (1995 год, 16+)

-4

Братья Коэны застолбили себе место в пантеоне лучших криминальных кинематографистов ещё в 83-м, дебютировав с «Просто кровью». Уже там они выработали узнаваемый стиль, объединяющий чёрный юмор, фееричные диалоги и колоритных типажей.

Героев коэновских лент обычно губят две вещи: жадность и глупость. «Фарго» не исключение. Архетипичный, почти чеховский маленький человек организует похищение собственной жены, наняв пару весьма своеобразных бандюганов, и катализирует неприятности, стремительно превращающиеся в снежный ком, который катится с горы, умножая трупы на своём пути.

Это и гротеск, и горькая правда жизни, и увлекательная история, основанная на реальных событиях, являющихся вымыслом. Типичный парадокс для создателей «Большого Лебовски» и «Старикам здесь не место».

Зеро II (2010 год, 18+)

-5

Экзотический и несколько маргинальный фильм Эмилиса Веливиса отлично вписался в рамки жанра. Возможно, если бы картину сняли в Западной Европе или за океаном, а не в Литве, она бы стала известной за пределами узкого круга любителей «прикольного» кино.

«Зеро II» – это микс из крови, глумления, убогости постсоветского быта, европейского лоска, ярких типажей, пальбы, детективных ходов, проблем творческой богемы, литовского и польского языка и русского мата (узнаваемые словечки добавляют фильму изюминку).

Есть мнение, что это бюджетный вариант «Криминального чтива». Так это или нет, решать зрителю, но фильм как минимум претендует на оригинальность и однозначно рекомендуется к просмотру.

Джентльмены (2019 год, 18+)

-6

В творчестве Гая Ричи, создавшего «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», непросто выделить лучшую работу. Однако последний на данный момент фильм мастера примечателен по нескольким причинам.

Во-первых, Ричи вернулся к «истокам» 20 лет спустя после «Карт» и «Куша», сохранив верность стилю, но заматерев в силу возраста и режиссёрского опыта (Мадонна тут не при чём). «Джентльмены» – зрелая работа, да и технологии шагнули вперёд, что сказалось на качестве. Во-вторых, на экране звёзды первой величины Макконахи, Грант, Ханнэм и Фаррел (последний в роли Тренера бесподобен!). И если на заре карьеры ленты Ричи «делали» звёзд, то теперь уже звёзды «делают» его фильмы.

В-третьих, «Джентльмены» позволяют надеяться, что режиссёр и дальше будет пребывать в ранге мэтра криминальной комедии, а главное, что лучший его фильм впереди. Очень хочется в это верить.

Жмурки (2005 год, 16+)

-7

Мастеров искусства много, но велик тот, кто может посмеяться над собой. Постановщик классической «чернухи» про бандитов, войну, уродов и людей Алексей Балабанов собрал цвет российского кино и от души постебался над собственными фишками и стереотипичными ролями занятых актёров, а также над пороками общества (включая расизм) в воистину фольклорном духе и с крепким чёрным юмором (тут никакого расизма нет).

Неоспоримое достоинство «Жмурок» – исполнители главных ролей: тогда ещё начинавшие звёздную карьеру Алексей Панин и Дюжев, а также Маковецкий, Андрей Панин, Сухоруков, Серебряков и многие другие мэтры. Все они блестяще вжились в образы, пусть кому-то и было отведено немногим больше минуты экранного времени. Особо хочется отметить Никиту Михалкова, мастерски и очень смешно воплотившего на экране образ местечкового криминального авторитета.

Сергей Лёвин и Дмитрий Носков, специально для «Анапского Черноморья»