Найти тему

Пока не начнёт плавиться плёнка

Двухполосное шоссе (1971, режиссёр Монте Хеллман)

Летний кинотеатр. Фильм девятый

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Идея дороги как постоянного двигающегося фронтира в американской культуре едва ли не основная. В ней есть и неприрученное пространство, и вечное движение жизни, и свобода быть, кем угодно. Дорога — это то, что не позволяет тебе обрести страх смерти, связанный с концом пути. Как говорил Джек Керуак, воспевший дорогу в своём известном романе, положившем начало движению битников: «Дорога — это жизнь». И по ней нужно всё время ехать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Именно этим и занимаются двое молодых парней в фильме Монте Хеллмана «Двухполосное шоссе», колеся по Америке, подобно героям культовой ленты «Беспечный ездок» Дэнниса Хоппера на собственноручно собранном «Шевроле 55» и зарабатывая на участии в драг-рейсингах, уличных гонках на максимальное ускорение. По дороге к ним подсядет девушка-хиппи, а позже они встретят владельца «Понтиака GTO», с которым договорятся устроить гонку через всю страну. Победителю достанется автомобиль проигравшего. Никаких имён и условных мест пересечения. Только серое полотно дороги. Всё предельно обобщено. И если кто-то думает, что это и есть сюжет, который мы увидим в фильме, то он жестоко ошибается. Это всего лишь то, что могло бы быть сюжетом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм Хеллмана лишён привычного нарратива, он представляет собой больше философию жизни, чем связный рассказ, и движется по орбите, которая предполагает возможность когда-нибудь с неё сойти. Он непринуждённо катится, как и его герои, лишённые тормозов, по двухполосному шоссе метафор и обобщений и только в самом конце режиссёр напоминает о том, что мы смотрим сверхинтеллектуальное кино и превращает взятый на прокат у Бергмана приём прожжённой во время фильма плёнки в главный образ своей картины — преодолении доступной скорости жизни. Мы это буквально ощущаем физически. После полутора часов постоянного рёва мотора, Водитель перед последней гонкой закрывает все окна, и мы оказываемся в пространстве лишённом какого бы то ни было звука. И заставляя через несколько мгновений плавиться плёнку, режиссёр вовсе не заканчивает фильм, а выводит его на новый уровень просмотра — метафизический, смыкаясь тем самым с ещё одним культовым произведением эпохи контркультуры, романом Роберта Пёрсига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Девиз его Федра, названного по имени греческого философа из «Диалогов» Платона, — «лучше ехать, чем приезжать» так же пронизывает всю его жизнь, как и жизни главных героев фильма Монте Хеллмана, но при этом он дополняет их своей «метафизикой качества», способной изменить само существование человека, порывающего с физическими, природными пределами. В данном случае с физическими природами плёнки, то есть самого фильма. В этом смысле «Двухполосное шоссе» Монте Хеллмана» — это тот же самый гимн одержимости. Водитель и Механик (Джеймс Тейлор и Дэннис Уилсон) озабочены только скоростью, Девушка (Лори Бёрд) странствиями, Джи Ти О (Уоррен Оутс) бегством от одиночества. И это бесконечная гонка за право остаться живым никогда не сможет закончиться. Ни на экране, ни за его пределами.

© Алексей Исаев, 10 июня 2020