- Художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра «Ленком»;
- Герой Труда РФ;
- Народный артист СССР.
Именно он – автор театра, который стал одним из символов нашей страны с 70-х. «Ленком» – кто не слышал такого определения? А за ним – имена и спектакли, особый взгляд на мир и искусство, зрительские прозрения и потрясения.
Марк Анатольевич Захаров возглавил театр имени Ленинского Комсомола в 1973-ем году. Главному режиссёру удалось не только сохранить «звёзд», блиставших у Анатолия Эфроса и взрастить новых, но и сплотить их, создав коллектив «смотрящих в одном направлении». Ведь только в таком едином энергетическом пространстве можно создавать произведения, которые не только привлекут внимание зрителя, а по-настоящему скажут «новое слово в искусстве».
С первого спектакля «Автоград-XXI», созданного Марком Захаровым совместно с Ю. И. Визбором, где блистал Олег Янковский, Москва вновь устремилась в театр, который, после ухода Анатолия Эфроса, на несколько лет оказался вне её пристального внимания. Следующая постановка – «Тиль», потом «В списках не значился». Полные залы. А такие спектакли, как рок-опера «Юнона и Авось», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Оптимистическая трагедия», «Мудрец», «Поминальная молитва», «Три девушки в голубом», «Чайка», «Королевские игры», «Шут Балакирев», «Вишнёвый сад», «Пер Гюнт» стали по-настоящему «культовыми». Многим из них была суждена долгая сценическая жизнь, и они до сих пор собирают аншлаги. А чему удивляться? Если происходящее на сцене затрагивает душу, то возраст спектакля – дело второстепенное. Наверное, недаром этой весной на спектакле «Юнона и Авось», когда зазвучала финальная «Аллилуйя», группа подростков, «в едином порыве» счастья сопереживая действию на сцене, выскочила в середину зала, сорвала с себя куртки и стала ими размахивать…
Вызывают огромный зрительский интерес и последние премьеры. Ведь «сценические сочинения», как он сам называл свои спектакли, всегда отличаются и смелостью высказываний, и особенной формой, и неповторимым театральным языком. Так, в апреле вышел новый спектакль «Фальстаф и принц Уэльский» – антитоталитарное попурри из исторических хроник Шекспира с песнями на слова Юлия Кима.
Предмет его особой гордости – конечно, это его актёры. Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Леонид Броневой, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов – то поколение великих, которое знала и помнит вся страна. Инна Чурикова, Александр Збруев, Александр Лазарев, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Олеся Железняк, Анна Большова, Мария Миронова – кумиры сегодняшнего дня. В строй встают и новые имена, так же горящие идеей своего дома-театра, как и дочь Марка Анатольевича Александра Захарова, признавшаяся однажды, что, «идя в актрисы», не мыслила себя нигде, кроме как на сцене именно этого театра. Сам Марк Анатольевич воспитал не одно поколение театральных звёзд, многие годы жизни отдав кафедре режиссуры в РИТИ «ГИТИС».
Миллионы зрителей знают Марка Захарова как автора любимейших фильмов. Авторские «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона» – актёрские работы, музыка, цитаты, образность и глубокая философия сделали эти работы по-настоящему национальным достоянием.
И литературный дар Марка Захарова разносторонен – по его собственным и написанным в сотрудничестве с другими авторами сценариям снято 14 картин, среди которых «Стоянка поезда – две минуты», «Честь имею», «Земля Санникова», «Звезда пленительного счастья». Мало кто знает, но знаменитые письма красноармейца Сухова в фильме «Белое солнце пустыни» тоже написаны его рукой. Кроме того, он автор 4-х книг, в которых рассказывает о своём жизненном пути, делится воспоминаниями, рассуждает о профессии режиссера и взаимоотношениях в театре, размышляет о современном театральном и кинематографическом мире.
13 октября 2018 года Марку Анатольевичу Захарову исполнилось 85 лет. Он не дожил до своего 86-го дня рождения всего пол месяца, 28 сентября 2019 года он умер.