Найти тему
Илья Санников

Нужна ли литература в школе?

Годы идут, а вместе с этим меняется отношение школьников к учёбе. Если во времена СССР учителя давали высококлассную базу, а всякий ученик считал своим долгом её освоить, то сейчас же всё большее количество детей относится к школе как к формальности, не считая, возможно, профильных дисциплин. Хотя в большинстве школ программу гибкой назвать никак нельзя, в отличие от США и Финляндии, к примеру.

Особенно «страдают» те предметы, по которым, весьма вероятно, школьники не будут сдавать экзамены. Казалось бы, зачем нужна литература условному Васе, который собирается работать автослесарем. Корзину сцепления от домашнего тазика отличить может – что ему ещё надо?

Безусловно, падает нравственное воспитание подрастающего поколения. Если раньше подростки читали программную литературу, то теперь достаточно вбить в поисковике краткое содержание требуемого произведения, найти уже прорешанные тесты (да, молодые учителя зачастую ленятся и берут методику преподавания из интернета), да и просто попросить кого-то написать требуемое сочинение. Не безвозмездно, разумеется. Да и для большинства школьников чтение книг вне программы уже перестало быть привычкой, так как досуг молодёжи изменился за последние 30 лет. Это поднимает проблему отцов и детей, являясь причиной ссор родителей многих моих бывших одноклассников с родителями «старой закалки».

В любом случае, те или иные произведения не просто так были включены в школьную программу. Ведь литература, подобно истории, позволяет нам учиться нам учиться на чужих ошибках. Она формирует комплексное, а не клиповое мышление. Последнее, увы, является нормой в нашем мире. Так, в моей школе главной ассоциацией с «Войной и миром» стало описание дуба.

-2

Но наш учитель нашёл решение данной проблемы, дав нам небольшие произведения, где всё становится ясно и понятно без сотен страниц текста. Но, несмотря на объём, хороший жизненный урок дала и книга Гоголя «Мёртвые души», где каждый помещик закрепился в голове с какой-либо ассоциацией. Это неплохо зашло моим одноклассникам.

Наш учитель смог направить в нужное русло поток сознания своих учеников в 11 классе, когда уроки литературы превратились в уроки жизни, где нам рассказывали про наше будущее на примере тех или иных героев. Обидно, что во многих школах законные часы отводят под банальную подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что литература не просто так сохраняет своё место в жизни учеников. Она способствует их воспитанию, невзирая на кажущуюся самостоятельность нового поколения.