С 9 июня мэр Москвы официально снял режим самоизоляции и объявил о постепенном возвращении к нормальной жизни. Этого ждали многие компании. За два месяца карантина многие бизнес-процессы изменились, люди выработали новые привычки. Но коснулись ли изменения и руководителей разных звеньев? Каких сюрпризов и неожиданностей от них можно ждать по возвращению в офисы? Именно эти вопросы и обсудили эксперты в онлайн-программе «Новая реальность ИБ», организованной компанией «Ростелеком-Солар».
Топ-менеджмент
«Топ-менеджмент — это те люди, которые минимально изменились, как мне кажется. Потому что если для офисного работника в том или ином виде он работник всё таки, сотрудник, персонал, и его рабочий день с 10 до 19, с 9 до 18 и так далее. Том-менеджмент в том или ином виде довольно таки заточен не обязательно на достижение целей бизнеса, потому что есть разные топ-менеджеры, но это люди, которые больше живут результатами компании, и для них эти два месяца не возможность пересидеть дома, а это большее количество планов, встреч, неожиданностей, отсутствие планирования на ближайшую перспективу, потому что непонятно, как всё повернётся», — высказал своё мнение директор по безопасности ОКС Груп Денис Горчаков.
По его словам, люди выйдут, с одной стороны, немного изменившимися, потому что дали себе немного передохнуть, но с другой, выйдут и более напряжёнными, потому что им предстоит решать проблемы, с которыми нам дальше жить полгода-год, выводить компанию из кризиса, возможно, им надо будет принимать непопулярные решения о сокращении персонала, о сокращении ставок.
«И наша задача как безопасников будет обеспечить им твёрдую опору, чтобы они понимали, что тылы прикрыты и если что, мы не прибежим с паническими атаками, а если нас попросят, мы будем готовы», — добавил Денис Горчаков.
По мнению руководителя группы информационной защиты «Ростелеком-Солар» Алексея Пятигорского, для людей, которые профессионально занимаются управлением, распределяют ресурсы, это будет большим и сложным вызовом. Потому что вряд ли при экстренном переходе на удалёнку были внедрены какие-то средства управления персоналом или средства управления проектами. Поэтому люди будут пытаться выстроить новые отношения с новыми людьми, которые два месяца работали без надзора, исключительно по заданиям.
«И опять же, как это коснётся ИБ — могут появиться запросы: а чем он занимался всё это время, сколько тратит, куда ходит и так далее. Я считаю, что ИБ не должно вмешиваться в этот процесс. Есть запрос — пожалуйста, всё что можем, мы делаем. ИБ делает выводы для себя в плане того, как мы будем дальше развиваться, как мы будем дальше эволюционировать, что нам потребуется», — отметил Алексей Пятигорский.
Руководители среднего звена
В тоже время изменения затронут не только топ-менеджмент, но и руководителей среднего звена. По словам Алексея Пятигорского, придут обратно в офисы совершенно не те люди, которые уходили, с новыми привычками, стандартами поведения и так далее. И руководителям, особенно среднего звена, придётся выстраивать отношения с сотрудниками по новой. Придётся менять и стиль поведения, потому что после двух месяцев на удалёнке вряд ли кто-то будет сидеть на совещаниях два раза в день по три часа.
А будут ли послабления для сотрудников?
«Люди два месяца жили в состоянии неопределённости. Непонятно, что их ждёт даже сейчас при выходе на работу: будет ли она вообще и на каких условиях. Это влияло сильно на лояльность людей, которые возвращаются с другой мотивацией обратно в бизнес. Но есть вопрос более конкретный: будут ли какие-то ослабления для сотрудников, показавших, что они лояльны и могут нормально работать из дома?» — обратился к коллегам директор направления «Ростелеком-Солар» Олег Седов.
По мнению Дениса Горчакова, это больше зависит от каждого конкретного руководителя в группе. Хорошо, если в отделе, группе были приняты какие-то внутренние правила, послабления или наоборот закрученны гайки, но это в первую очередь их практика.
«Что может измениться? Может быть люди станут немного лояльнее, адекватнее в плане контроля личного времени и занятий сотрудников, посколько будут понимать, что достижение целей сотрудником не всегда зависит от, условно говоря, распорядка дня. Возможно, часть руководителей задумается о том, что большее предоставление личных свобод сотрудникам не влияет на достижение ими целей. Да, это требует других практик управленческих немножко, не более того», — заключил Денис Горчаков.
Источник BIS Journal