Найти в Дзене

Где-то на Никольском шоссе, и в центре города…

Сегодня мы с вами прокатимся на дачу. Да-да, мы проедемся в бывшие, но все-таки некогда дачные, места нашего города.

Благо, ехать недалеко. Приезжаем на конечную станцию метро, что на северо-востоке города, пересаживаемся в многоместный зеленый «Мерседес», кому хочется - в восьмиместный «Бенц - Гаггенау» (ежели таковой найдется) и движемся в сторону массива ТТЗ.

Церковь в селе Никольском, близ Ташкента
Церковь в селе Никольском, близ Ташкента

Проскочив мост над кольцевой автомобильной дорогой, выходим здесь же и смотрим по сторонам. Мы приехали в старинное село Никольское. Возникло оно во второй половине XIX – го века, когда на эти земли прибыли земледельцы - переселенцы и казаки Оренбургского казачьего войска.

Широко раскинулось село, привольно. Строятся жилые дома, хозяйственные постройки, закладываются обширные сады и огороды – землю выделяли по принципу – кто сколько сдюжит.

Кто-то занялся птицеводством, а кто-то и производством молочной продукции – благо, в Ташкенте вся местная продукция была качественной и уходила «на ура».

В этом благословенном месте и сегодня можно найти старинные чинары, высаженные первыми жителями поселка, и даже следы тех самых, первых садов, некогда радовавших своих хозяев вкуснейшими плодами.

Ну и, конечно же, наиболее обеспеченные горожане старались прикупить себе участок для постройки дачи. Не был чужд подобным желаниям и известный в городе купец и меценат Николай Иванович Иванов.

Он был одним из тех, кто сразу обратил внимание на отсутствие в поселке хоть какой-то, самой маленькой церквушки. А потому именно ему история приписывает подвижнический подвиг создания храма во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Закладывается храм 8 ноября 1883 года, при этом присутствовали многие высокопоставленные чины администрации города и края, а чин освящения будущей церкви совершил преосвященный Неофит. Но это было только начало.

Организатор строительства хорошо знал, из чего строят в наших краях, и материалы, такие, как саман, сразу отверг. Ему хотелось создать своеобразный памятник, который будет служить людям не один десяток лет. И целых четыре года на месте закладки церкви работы так и не начинались.

Я смотрю на фотографию старинного пятиглавого храма, и могу лишь предположить, что к строительству был причастен известный архитектор Вильгельм Соломонович Гейнцельман.

Такой стиль возведения зданий был присущ именно ему. Хотя, может быть, я и ошибаюсь…

Иконостас храма
Иконостас храма

Строительство храма началось лишь осенью 1887-м года. Вот тогда вовсю и развернулся знаменитый ташкентский меценат – Николай Иванович Иванов. Именно с него и нужно брать пример современным предпринимателям.

Николай Иванович  Иванов
Николай Иванович Иванов

На его деньги были приобретены кирпич и кровельные материалы, огромное количество икон и материалы для отделки сооружения. Даже золото для золочения куполов и крестов было приобретено им самим.

Храм получился строгим и одновременно красивым. Он был выдержан в знаменитом русско-византийском стиле, еще раз подчеркивая и свое назначение, и искусство архитекторов и строителей тех времен.

Процесс возведения нового здания был настолько продуманным, что рядом с храмом был возведен и шестикомнатный жилой дом, предназначенный для проживания священнослужителя - настоятеля церкви. В общем и целом, в строительство только храма Николай Иванович вложил ни много, ни мало, а пятьдесят пять тысяч рублей – астрономическая по тем временам сумма.

Вот и назови его теперь «мироедом», или как-то еще. Ведь он конца своих дней не оставлял сие прекрасное сооружение своим вниманием.

Найти место, где располагался храм, довольно просто. Он стоял на пригорке, слева от автобусной остановки, на которой мы покинули автобус. Ныне здесь располагается четырехэтажное административное здание, внешне отдаленно напоминающее гостиницу «Саехат».

Уж не знаю, кому оно принадлежит, но именно здесь, справа от него, пока еще сохранился тот самый дом церковного священника. Догадываются ли проживающие в нем сегодня люди, в каком они доме живут – просто не ведаю.

Сам же храм был разрушен в тридцатые годы прошлого столетия по настоянию так называемых «богоборцев». Про таких можно сказать просто – «иваны, родства не помнящие». Они жили одним днем, даже не думая, о том, что творят. О том, что и церковные здания тоже могут иметь ценность, прежде всего, культурную …

История же храма, о котором пойдет речь дальше, напрямую связана со Свято-Успенским кафедральным собором, что стоит напротив современной «Госпиталки».

Через три года после Победы по просьбам жителей загородного поселка было разрешено открытие молитвенного дома, которому удалось просуществовать всего два года.

Было это в начале пятидесятых, во время епархиального правление архиепископа Ермогена. Священник отец Сергий приобрел в собственность епархии три обыкновенных жилых дома, на месте которых было решено возвести новый храм.

Но только через два года, в 1954-м году, власть предержащие, наконец, выдали разрешение на строительство и освящение храма, и тогда начинается поистине стремительная стройка нового церковного сооружения. Освящение нового храма было проведено 29 декабря 1956 года во имя святого Великомученика патриарха Ермогена.

Главный храм епархии (ныне митрополичьего округа) передал в дар новому собрату Царские Врата и некоторое количество икон, среди которых есть написанная в Афонском монастыре еще в 1899-м году икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, покровителя моряков русских и всех плавающих на водах.

Храм  Святого Великомученика патриарха Ермогена
Храм Святого Великомученика патриарха Ермогена

Храм существует и поныне, и его адрес пишется так: ул. Ойшахонум, туп. 1, дом 3. Это первый поворот направо от той самой остановки вперед, и вниз по улочке. А там и найдете. Даже если вы атеист, все равно приходите и насладитесь новым мироощущением, новыми впечатлениями от увиденного в храме.

А со Свято-Успенским собором и архиепископом Ермогеном связана занятная, и даже, я бы сказал, героическая история.

В 1948-м году в Ташкент приезжает иеромонах Ермоген. К тому времени ему пришлось провести восемь лет в достаточно неприятных местах по ложному обвинению. Несмотря ни на что, он остался тверд в своей вере и убеждениях.

Патриарх Ермоген
Патриарх Ермоген

Вскоре он получает назначение в Самарканд, настоятелем собора, где служит практически до конца 1953-го года, когда распоряжением патриарха был назначен главой ташкентской кафедры – фактическим главой всей епархии. Новый архиепископ имел кипучую, натуру и даже отличался некоторыми взглядами на внутрицерковную жизнь. К тому же он был человеком, зла не помнящим.

Были в его жизни моменты, когда вышестоящий священнослужитель пытался как-то «прижать» иеромонаха. Но когда, к тому времени уже архиепископ Ермоген занял должность настоятеля ташкентской кафедры, то всячески покровительствовал священнику, которого лишили этой должности. Может быть, надо было просто не обращать внимания на этого человека, но такой уж он был, архиепископ Ермоген.

Он же обратил внимание и на внешний, да и внутренний вид старой церкви. По его мнению, она давно требовала не столько даже реставрации, сколько капитальной перестройки.

Но, увы, добиться разрешения было очень непросто. Архиепископ приложил все свои силы и способности к «ведению переговоров», и ему удалось всеми правдами и неправдами добиться получения подобного разрешения. Но и тут он поступил хитро - в запросе на реставрацию было указано другое здание, стоявшее рядом. Владыка прекрасно знал, что даже будучи отреставрированным, старый храм долго не простоит. А потому распорядился заложить новый фундамент вокруг старинного сооружения, и новые стены были возведены буквально вокруг и над старыми стенами госпитальной церкви.

Старые же стены были по окончании строительства разобраны прямо внутри и вынесены по частям. Самое интересное в том, что церковные службы не прекращались во время проведения подобной «реставрации».

Успенский собор после перестройки по руководством патриарха Ермогена
Успенский собор после перестройки по руководством патриарха Ермогена

Освящение фактически вновь построенного собора произошло 11 декабря 1957 года.

Вы скажете, что недавно собор был отреставрирован, и это заслуга митрополита Владимира! Все верно. Вот только последняя реставрация сделала собор выше и действительно красивее. Но кто знает - сохранился ли бы сам собор, если бы не отчаянная смелость и немалое мужество старого предстоятеля епархии тех времен?

Окончилась сия история тем, что в течение трех лет по окончании фактически нового строительства (ну, не сносить же, в самом деле, на дворе были уже не тридцатые годы), архиепископу строились самые разные козни на самых высоких уровнях власти. В конце концов, различным уполномоченным по делам религии удалось добиться от патриарха решения о лишении архиепископа Ермогена поста предстоятеля Ташкентской и Среднеазиатской епархии и его высылке отсюда.

Успенский собор, современный вид
Успенский собор, современный вид

Его святейшество был отправлен на жительство в Жировицкий монастырь, что в Белоруссии, где и окончил свои дни в 1978-м году. А нам с вами остались прижизненные памятники, возведенные себе самому прожившим долгую жизнь архиепископом Ермогеном (в миру Голубев Алексей Степанович).

Остается лишь с уважением относиться к тем, кто старался, и жил во имя будущих поколений, и, конечно же, хранить те архитектурные сооружения, что достались нам в наследство от ушедших от нас.

Ставьте оценки, рассказывайте своим знакомым (бывшим ташкентцам) об этом канала.