Найти тему
ПОФУТБОЛИМ!

ФУТБОЛ – ЭТО НОВАЯ ОТРАСЛЬ В БИЗНЕСЕ?

Всем давным-давно уже известно, что владельцы футбольных клубов зарабатывают достаточно хорошие деньги, если они ведут правильную политику своих команд. Многие клубы чувствуют солидную финансовую защиту за своей спиной в лице владельцев, а некоторые зарабатывают с помощью выращивания игроков, либо же помогают юным дарованиям искать себя в огромном футбольном мире. Сегодня мы разберём все вышеперечисленные случаи на примере одного всем известного футбольного клуба.

«АЯКС» - ИНКУБАТОР?

Да, как это обыденно и банально не было бы, мы начнем с голландского «Аякса». Нашумевшая компания вышла в полуфинал Лиги Чемпионов в 2019 году, обыграв «Ювентус», но потерпев поражение от лондонского «Тоттенхэма». Отступление закончилось, перейдём к делу. Суарес, Эриксен, Ибрагимович, Де Лигт, Де Йонг. Все эти игроки – это лишь капля воды в океане. «Аякс» воспитал просто огромное количество игроков и, что немало важно, продал практически всех своих воспитанников в очень хорошие клубы. На чём же строится их бизнес-модель. Начнём с юношеской академии. Недавно мой очень хороший знакомый открыл детскую футбольную школу в своём городе. Главная цель этой школы – не научить детей играть в футбол, а привить любовь к этому прекрасному виду спорта. Как же они это делают? Простые эстафеты, игровые упражнения – всё это помогает детям получить действительно интересный и полезный опыт. Молодёжь в очень раннем возрасте тренируется в таких школах, а потом уже идёт в более серьёзные академии, в «Локомотив», к примеру.

А самое интересное, что этот знакомый путешествовал по многим странам, а именно эту идею он взял после наблюдения за работой тренеров голландского «Аякса» с детьми в пятилетнем возрасте. Многие европейские гранды переняли эту систему детских тренировок у «Аякса» и теперь используют это. Давайте же перенесём всю эту систему на язык бизнеса. Как говорил Говард Бехар (бывший президент компании Starbucks): «Чтобы вырастить бизнес, нужно вырастить людей». Эта цитата также применима к голландскому клубу. Они делают серьёзный упор на свою академию, выращивая молодых талантов. Ведь многие клубы уже следят за детской командой «Аякса», мечтая переманить какую-нибудь молодою звезду уже на раннем этапе (Не стоит забывать про правила, связанные с трансферами игроков до 18-летнего возраста).

"Аякс", сезон 2018-19
"Аякс", сезон 2018-19
НО ВЕДЬ ИБРА НАЧАЛ ДАЛЕКО НЕ В «АЯКСЕ»...

Конечно, многие игроки даже не играли в академии голландского клуба. Но раскрылись некоторые из них лишь при тренерах «Аякса». Это наталкивает нас на то, что селекционный отдел команды работает просто на высочайшем уровне. Скауты катаются по всему миру в поиске молодых талантов и отбирают их по каким-то определённым факторам. Самое главное, что «Аякс» ищет умных для своей позиции игроков. Многие игроки выделяются особой силой мышления на поле. Куда отдавать, когда бить, как и куда бежать. Все эти характеристики могут быть замечены у этих игроков. Снова переносимся в бизнес. «Аякс» ищет игроков и покупает их за довольно-таки дешёвую стоимость. Допустим, Кристиан Эриксен перешел из Оденсе Болдклуба в команду «Аякс U19» за 1.5 млн евро, согласно данным Трансфермаркт. Спустя 5 лет он уже был продан в английский «Тоттенхэм» за 18 млн евро + 14.5 млн евро компенсации, в общем за 32.5 миллиона евро. Трансферная стоимость Эриксена увеличилась почти в 22 раза! Всё это благодаря грамотной работе скаутов и феноменальному таланту тренеров. Вот так и делают деньги.

Молодой Ибрагимович в "Аяксе"
Молодой Ибрагимович в "Аяксе"
ЕСТЬ ЛИ ЕЩЁ КЛУБЫ С ПОХОЖЕЙ БИЗНЕС-МОДЕЛЬЮ?

Разумеется, не только «Аякс» выделился такой находчивостью. Похожих клубов достаточно много, кто-то зарабатывает не так много, а кто-то поднимает довольно крупные деньги. На самом деле многие клубы имеют одну систему более успешной, нежели другую. К примеру, у «Боруссии Дортмунд» просто замечательная селекция. Если смотреть на отрезок времени в 5 лет, то такие звёзды как Абомеянг, Усман Дембеле, Эрлинг Холланд, Джейдон Санчо – все эти молодые звёзды не являлись воспитанниками «Боруссии». Несмотря на это дортмундские скауты провели феноменальную работу, а тренеры сумели раскрыть таланты этих игроков. На одном только Дембеле клуб заработал больше 100 млн евро, это ли не гениально?

А ЧТО С ЭТИМ В НАШЕЙ СТРАНЕ?

Российские бизнес-модели очень интересны сейчас. По такой системе пытается начать работать «Краснодар». Они имеют очень хорошую детскую академию, да и их воспитанники сейчас очень популярным в России, а некоторые даже за рубежом. Многие другие клубы не имеют особого интереса в инвестициях в свои академии. Они лучше буду приобретать игроков, которые успели позвездить в своих средних командах. Поэтому многие клубы и считаются убыточными, продавать то некого! Лично по моему мнению, всё дело в том, что в России многие клубы очень тесно связаны с государством, нежели с частными лицами. Поэтому какие-то клубы в долгах, какие-то живут просто замечательно, а кто-то вообще является фарм-клубом. Но об этом мы поговорим уже в следующих статьях...

БИЗНЕС В СПОРТЕ – ЭТО КАЙФ

На примере бизнес-модели голландского «Аякса» можно понять, что некоторые клубы получают неплохой доход не только с трансляций или продажи атрибутики с билетами, но и с выращивания и раскрытия талантов многих игроков. В итоге, они зарабатывают достаточно большие деньги на этом, но везде есть свои минусы. Таким командам часто очень трудно конкурировать с топ-клубами, которые просто скупает всех и вся. Хотя, это выбор каждого владельца – как вести свой бизнес.

А как вы думаете, какие перспективы у спортивного мира? Возможно ли на этом зарабатывать, или же это просто хобби? Жду вашей реакции в комментариях!