Найти тему

Представления о медитации в обыденном сознании современного человека

В современном обществе слово «медитация» известно почти всем. Но представления людей о том, что такое медитация, очень разнятся. Большинство людей в самом общем виде думают, что медитация помогает человеку реализовать свой потенциал внутренних сил.

Занимаясь медитацией люди лучше познают себя и свой внутренний мир. В простых медитациях люди учатся концентрироваться и, напротив, расслабляться, лучше управлять своими состояниями и освобождать внутреннее пространство для нового.

Понятие медитация в сознании людей тесно связано с таким понятием, как «просветление». В буддизме просветление присуще монахам, которые достигли высших состояний сознания, характеризующихся внутренней гармонией, отрешенностью от мира, соединением индивидуального духа с высшими энергиями.

В обыденном сознании «просветление» связывается с достижением внутренней гармонии и психологического благополучия, постижением тайн мироздания, необычными состояниями разума, соединением с Богом, решением психологических проблем, избавлением от психических нарушений, переходом на более высокий уровень функционирования, излечением от болезней, приобщением к мудрости вселенной, принадлежностью к группе людей, стремящихся к духовному росту.

Что же из перечисленных представлений имеет отношение к действительности?

Виды медитаций бывают разные, и играют разную роль. Есть разница между медитацией в одиночку и групповыми медитациями.

Существуют профессиональные медитативные практики. Они проводятся Ламами и буддийскими священниками или монахами. Такие медитации, как правило, дают большие результаты, и человек приходит к просветлению быстрее. В традиции буддийских Лам существует, так называемая, линия передачи — «передача знания» последователям-ученикам. Она состоит из наставлений в учениях и практике определенных видов медитаций. Существуют медитации, сфокусированные на различных объектах предметного мира, но также существуют и медитации, использующие в качестве своего объекта духовные представления, например, божества буддийской культуры. Медитации на божества — это сложные медитации, целью которых является умиротворение и достижение блаженства. Бывают совсем простые медитации, целью которых является успокоение.

Буддизм, с одной стороны, можно рассматривать как учение о постижении себя самого и своего предназначения. Некоторые люди в процессе медитации становятся способны заглянуть внутрь себя и в свою духовную природу так глубоко, что становятся способны «увидеть» свою судьбу.

В буддийской традиции для медитации используются так называемые мантры. Мантры — это повторяющиеся речитативы на санскрите, обращённые к высшим силам. Мантры обычно начитывают для достижения просветления (соединения с духовными силами) или для внутреннего прозрения своих кармических ошибок. Более сильный результат дают как правило медитации с начитыванием мантр, которые делаются в группе практикующих адептов, а не в одиночку. Одиночные медитации дают меньший и более кратковременный результат.

Важную роль играют место, время, окружающие объекты и т.д. в практике достижения «просветления» и открытия природы будды.

В буддийской традиции существуют особые предметы, которые используются в практике. Предметы такие как: ваджр, пурба, колокольчик, чаша, барабаны, — всё это используется в буддийской практике. Буддийские ритуальные предметы, с точки зрения буддизма, помогают человеку достичь просветления.

В самом начале медитативной практике используется концентрация человека на собственном дыхании. Концентрация на дыхании помогает человеку войти в медитативное состояние и снижает такие показатели как стресс, тревога. Концентрация на дыхании также влияет на настрой в последующей практике в целом и, оказывает влияние на эмоциональное состояние и настроение.

Глубоко и долго практикующие один из традиционных видов «правильной» медитации достигают таких успехов как:

1. Блаженство, радость, счастье

2. Способность видеть суть объектов и вещей, устройство внутреннего мира или устройство окружающей реальности

3. Корректировать своё психическое здоровье

4. Становиться более активными в жизни

5. Достигают высшего состояния «нирваны», характеризующееся отсутствием привязанности к объектам внешнего мира и, соответственно, отсутствием страдания, связанного с потерями этих объектов.

Медитируя, люди стремятся к единству с реальностью, как с внутренней, так и с внешней. Однако, это не совсем верный путь познания истины с точки зрения буддийской традиции. И приводит к неправильным результатам.

В медитации также важны позы тела человека и его ориентация в пространстве. Но для начинающих медитацию не требуется, чтобы человек сидел длительное время в позе лотоса или в другой ритуальной позе. Медитировать можно и лёжа на кровати. Главное, чтобы человек лежал на спине продолжительное время и начинал концентрироваться на дыхании, причём руки и ноги не должны быть сведены к телу.

Простые виды концентрации на объектах, в том числе собственном теле, дают неплохие результаты для начинающих.

Стоит сказать, что во время практики хорошо отслеживаются чувства, эмоции, ощущения, которые возникают в момент занятия медитацией, потому что человек сконцентрирован на своём теле и своём внутреннем пространстве. Это позволяет человеку и в состоянии медитации, и после успешного прохождения практики, долго и спокойно созерцать окружающую реальность, тем самым лучше понимая происходящее.

Поговорим немного о видах медитации:

Дзен – это сидячая медитация. Дзен практикуется в максимально неподвижной сидячей позе с прямой спиной. Поза в этой практике важна, и является основой для пребывания в «правильном» состоянии ума. Эта медитация основана на идее, что каждый человек уже обладает «совершенным» сознанием. «Совершенное» сознание ни к чему не стремится, ничего не желает, и не двигается ни к какой цели, потому что оно уже совершенно. И раз сознание совершенно уже сейчас, то для достижения такого состояния сознания ничего не нужно делать и по сути ничего сделать невозможно. Нужно просто сидеть и быть этим сознанием. Как говорится, попросту быть им.

Дзен – это не практика, не действие и не движение к цели. Можно сказать, что это то, что противоположно этим понятиям. Но выразить это словами более точно очень сложно.

Шаматха — санскритское слово, которое означает «умиротворенное пребывание». Под «пребыванием» подразумевается сколь угодно долгое пребывание ума на одном объекте. Во время концентрации на объекте ум достигает умиротворенного состояния. Шаматха — это медитация однонаправленного сосредоточения, развивающая стабильность, ясность и безмятежность ума.

Состояние глубинного внутреннего покоя (самадхи) достигается в результате обретения свободы от аффектов, желаний, злонамеренности и др. омрачений, и установки на достижение освобождения сознания от какого-либо содержания, приходящего извне.

Шаматха — это медитация однонаправленного сосредоточения, развивающая стабильность, ясность и безмятежность ума.

Випасанна — самая легкая медитация. Суть Випассаны очень проста. Практиковать Випассану значит наблюдать и осознавать, что происходит в настоящий момент внутри и снаружи.

Практикуя технику Випассаны, вы просто сидите удобно и дышите обычно в течении нескольких минут, без каких-то дополнительных усилий. Затем вы сосредоточиваете внимание на движениях живота туда-сюда в процессе дыхания. Это все, что находится в вашем внимании. Больше ничего не происходит в настоящем моменте. Мысли должны быть полностью сосредоточены на подъеме и падении живота, как будто вы про себя повторяете мантру «вдох — выдох».

Когда ум блуждает и отвлекается, а это непременно будет происходить, вы называете про себя объект, на которой ум отвлекся, простым словом. Например, если вы отвлеклись на звук, вы обозначаете про себя: «звук». Если мысли ушли в прошлое или в будущее, отмечаете: «воспоминание» или «планирование». Идея не в том, чтобы наказать себя за это отвлечение, а в том, чтобы просто осознать его и вернуться к наблюдению за поднимающимся и падающим животом.

Можно практиковать Випассану самостоятельно, например, по часу в день. Но такую осознанность внутри медитативной практики желательно принести и во все свои действия в течение дня. Осознавайте и обозначайте каждое своё действие. «Открываю дверь», «Мою посуду» — внимание всегда присутствует. Именно это является целью обучающих десятидневных длительных прохождений таких духовных практик.

Суть техники в полном присутствии во всем, что вы делаете. Мы часто отвлекаемся и настолько отключены от настоящего момента, что не видим вещи такими, какие они есть на самом деле.

Например, мы обычно видим мытье посуды как раздражающую бытовую задачу. Таким образом, мы навешиваем на грязную посуду негативный ярлык и, к примеру, раздражаемся при этом. Вместо этого, медитация Випассаны побуждает нас думать, что эта задача не плохая и не хорошая, это просто «мытье посуды».

Никакие вещи и события, по сути, в буддийском понимании не плохие и не хорошие. Только наши мысли о них делают их плохими или хорошими для нас. Осознавая эти мысли, вы можете изменить свое настроение и отношение в сторону счастья и удовлетворенности в жизни.

Самые простые виды медитации часто используются психологами и практиками, работающие с телом человека. Такие медитации позволяют достигать самых простых задач, но также и одну из важнейших задач — достижение большей осознанности в жизни. Как правило, психологи и другие практики используют разные варианты Випассаны, а также направленное наблюдение за внутренними картинами и всяческие позитивные сопровождения психологического процесса и достраивания внутренних картин.

Длительные и долговременные медитации с буддийскими ламами и другими гуру часто входят в противоречие с нашей собственной культурой и традицией. В особенности острым оказывается противоречие между православной культурой единого Бога и множеством божеств современной буддийской культуры. Такое противоречие, как правило, ставит перед практикующим множество вопросов, создаёт эмоциональные проблемы и помещает перед выбором символа и модели своей веры.

Многим людям не удаётся решать такие сложные вопросы, и они либо уходят с такого пути, либо примыкают к буддийски ориентированным сектам.

Такие секты оказываются наиболее опасными, особенно для молодых и не определившихся людей, людей с не устоявшейся системой ценностей, людей, переживающих кризис, людей психологически неустойчивых и людей с психическими нарушениями.

Как правило в таких сектах или группах, похожих на секты, техника безопасности занятий серьезными и традиционными для буддизма медитациями полностью отсутствует. Многочисленные гуру и ламы не производят предварительных отборов, не проводят собеседований. Буддийские ламы и гуру, которые приезжают, как правило, из Индии не говорят на русском языке и работают через переводчиков. Надо отметить, что переводчики не владеют санскритом. И перевод осуществляется с английского языка, на котором говорят гуру. Но английский язык совсем не является для них родным языком. Поэтому погрешностей в переводе оказывается огромное количество. Проверить «правильность» понимания сообщений не представляется в такой ситуации возможным. Помимо этого приезжие «гуру» не несут никакой ответственности ни перед своими собственными наставниками, оставшимися на родине, учениками, ни перед обществом в чужой для них стране. Эти и другие факторы делают практики, осуществляемыми приезжими «гуру» не проверяемыми, с не контролируемыми последствиями, идущими вразрез с нашей культурной традицией, а потому представляющими опасность для психологического здоровья неуравновешенных, не определившихся людей, а в особенности, для людей с серьезными внутренними и обыденными жизненными проблемами. Например, с такими проблемами как сложные родственные отношения или проблемы адаптации в социуме.