Моя мама 38 лет проработала детской участковой медсестрой в одной из провинциальных поликлиник. Даже выйдя на пенсию по выслуге лет, продолжала трудиться, но недолго. Достали. Достали нескончаемые нововведения, где самой работе с детьми и родителями остаётся всё меньше и меньше места, а приоритетными становятся бесконечные отчёты и безоговорочное выполнение нормативов…
После очередного скандала с начальством и запредельного подскока давления, решила, что своё здоровье всё-таки тоже нужно беречь и написала заявление об увольнении. И вот уже почти 2 года на пенсии. Зовут обратно или предлагают в другую поликлинику, но она наотрез отказывается. Хотя профессию свою любит, коллеги её уважают и пациенты ценят.
Попросила маму рассказать о самых памятных моментах из своей профессиональной деятельности. Она сначала отмахивалась, говорила, что много всего было: «Это надо карточку каждого ребёнка в руки брать, тогда и всё про него вспомнить можно…»
Однако, и без карточек, оказалось, есть живые воспоминания.
Истории от маминого лица.
Юра с полоской на лбу
Я тогда только недавно на работу устроилась и пошла в одну семью на первичный патронаж. Там малышу было всего 7 дней от роду. Юрой назвали. Склонилась над ним, осматриваю и говорю: «Что это у нас тут за чудесный мальчик? Как у него дела?...» А он вдруг так серьёзно на меня посмотрел – вскинул глаза и у него даже полосочка на лбу образовалась, вроде морщинки. Ну надо же, какой серьёзный ребёнок, всё уже понимает!
Прошло время, их семья уехала в другой город. Мальчик вырос, женился, у него уже свои дети появились. И вот он возвращается на Родину и приходит с женой и ребёнком к нам в поликлинику. Я его как увидела, воскликнула: «Юра! Это ты?!»
«Да. А как Вы меня узнали?» – спрашивает.
«Да я твою полоску на лбу на всю жизнь запомнила!» - С возрастом та детская «умная» полосочка прочно прописалась на его лице.
Из врагов в друзья
Не со всеми родителями удаётся с первой встречи найти общий язык. Бывает придёшь на патронаж, а тебя встречают в штыки, с требованиями и претензиями. То одно не так, то другое…
Так и с одной бабулей сложилось. Марией Сергеевной. Она на меня ворчала за то, что я прошла к ним не разуваясь. Хотя в то время в нашей среде это было в порядке вещей: пока обежишь за несколько часов 25, а то и более адресов, да везде разуваться будешь, так и сапоги быстро из строя выйдут. Покупать же новые каждый сезон слишком накладно при моей зарплате.
Так вот невзлюбила меня та бабуля. А через некоторое время оказалось, что мама у ребёнка непутёвая: бросила их с папой и уехала неизвестно куда. Все трудности воспитания легли на бабушкины плечи. Так у нас с Марией Сергеевной сразу отношения-то и наладились, практически друзьями стали.
Работать по своей профессии
Мне тогда дали новый участок и я первый раз пришла к 10-месячному Алёше. Сидели с его мамой общались. Вдруг ребёнок, тихо сидевший у неё на коленях и наблюдающий за происходящим, потянулся ко мне и перешёл с её коленей ко мне на ручки. Мама была сильно удивлена: первый раз её малыш так легко и доверчиво пошёл к кому-то незнакомому.
«Значит, Вы хороший человек и работаете по своей профессии» - сказала мне Алёшина мама.
Уже сколько лет прошло, а мне до сих пор тепло внутри от её слов…
Что самое приятное в работе
Самое приятное для меня – это видеть как растут дети. Вот он ещё ходить не умел, теперь уже бегает, набивает первые шишки, ездит в детские лагеря, получает специальность, чего-то достигает в жизни… и потом приходит к нам уже со своими детьми. Это удивительный процесс как буквально «из никого вырастает кто-то»! И я, как медик, могу наблюдать это много-много раз, принимая опосредованное участие в становлении многих разных личностей.
Помню, как одна девочка, Оля её звали, в свои 5 лет у нас на приёме заявила, что она хочет быть доктором. И это были не просто слова, у неё тогда родилось стремление. Малышка выросла, отучилась и, действительно, стала врачом – пришла в нашу поликлинику работать.
Самое сложное в работе
Самое сложное – когда ребёнок заболевает, а ты ничем помочь не можешь, только сопереживаешь… Это невыносимое чувство бессилия.
Про отношения с начальством
Если хороший исполнительный начальник, да при этом и нужды подчинённых понимает – то ему очень тяжело работать. Он оказывается между двух огней: одним хочется уступить и другим нужно угодить. Поэтому я в своё время не пошла работать старшей медицинской сестрой – не могу и нашим, и вашим служить.
Над каждым начальником ведь сверху есть ещё один, и ещё, и ещё… И вот они давят друг на друга, а суммарный итог давления сказывается на нас, рядовых работниках. А нам же потом, находясь под этим прессом и в строгих рамках, нужно ещё как-то с людьми работать, с детьми… Нормальная работа в таких условиях просто невозможна. И ничего удивительного, что родители начинают негодовать и жаловаться на нас. Мы бы и рады выстраивать рабочий процесс иначе, только у нас регламент, штрафы и прочая бесчеловечная мишура.
И вот получается, что профессию свою я люблю, очень, но не могу то же самое сказать про работу. Надеюсь, следующему поколению медиков дадут возможность одинаково любить и то, и другое.
Подготовила Екатерина Панкратова