Большинство проектов Ульяновского автозавода интересны не только своей историей, но и необъяснимой народной симпатией: если к тяготам и лишениям воинской службы во времена СССР за рулём «козлика» многие привыкали вынужденно, то впоследствии «уазики» стали вполне осознанным выбором людей, которые знали, на что шли. И поскольку до боли в суставах известные «четыреста шестьдесят девятые» были знакомы всем, то самыми интересными моделями постсоветского периода были не они, а более «гражданские» УАЗ-3160 и Симбир, ставший предтечей современного Патриота. Сегодня мы будем вспоминать распространённые мифы и выявлять среди них реальные факты, связанные с разработкой и техническими особенностями УАЗ-3162.
МИФ 1: СИМБИР ИЗНАЧАЛЬНО СОЗДАВАЛСЯ ДЛЯ АРМИИ
МИФ
То, что первый УАЗ с самого начала предназначался для военных, не вызывало сомнений ни у кого в СССР. Ведь и кузов типа фаэтон с мягким складывающимся верхом, позволяющим десантирование автомобиля, и даже такие специфичные детали, как не запирающиеся дверные замки однозначно указывали на то, что создатели автомобиля думали отнюдь не о колхозниках или рыбаках. Поэтому по инерции многие автомобилисты считали УАЗ-3160 и «выросший» из него Симбир дальнейшим и логичным продолжением военной темы. Дескать, это просто новое поколение лёгких внедорожников, которые рассчитаны для несения службы, но могут трудиться и на «гражданке».
В действительности же многие путали «шестидесятку» с малоизвестным прототипом УАЗ-3172 (ОКР «Вагон»), засветившимся в российских СМИ в конце прошлого века. Этот специальный автомобиль повышенной проходимости был разработан в 1991 году по заказу МО СССР и как раз и предназначался для замены УАЗ-3151. Внедорожник с угловатым кузовом внешне заметно отличался и от прежнего «уазика», и от УАЗ-3160.
PreviousУАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»3 / 3УАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»1 / 3УАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»2 / 3УАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»3 / 3УАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»1 / 3УАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»2 / 3УАЗ-3172 не имел ничего общего с «шестидесяткой»3 / 3Next
Машина даже успела пройти государственные испытания, но из-за крайне неблагоприятной в России экономической ситуации в первой половине девяностых годов в серийное производство автомобиль не пошел, так и оставшись навсегда моделью, выпущенной всего в нескольких опытных экземплярах.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ФАКТ: НАД ПРОЕКТОМ «СИМБИР» НА НОВОЙ ПЛАТФОРМЕ В УЛЬЯНОВСКЕ СТАЛИ РАБОТАТЬ ЕЩЕ В СЕРЕДИНЕ СЕМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ, А ПЕРВЫЙ ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ УАЗ-3170 БЫЛ ГОТОВ В 1982-М. АВТОМОБИЛЬ СРАЗУ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ В ДВУХ ВЕРСИЯХ – ГРАЖДАНСКОЙ И АРМЕЙСКОЙ, ПРИЧЕМ ВНАЧАЛЕ ГОСЗАКАЗА НА СОЗДАНИЕ ПОДОБНОГО АВТОМОБИЛЯ НЕ БЫЛО, А ВОЕННЫЕ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА «СЕМИДЕСЯТКУ» ЛИШЬ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ПРОЕКТ БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ ЗАВЕРШЕН. ОДНАКО И УАЗ-3170, И ПОСЛЕДУЮЩИЙ «СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ» НЕ ИМЕЛИ ОСОБЫХ ШАНСОВ ШАНСОВ НА ТО, ЧТОБЫ СТАТЬ СЕРИЙНЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ, ПОСКОЛЬКУ НИ МИНАВТОПРОМ, НИ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ НЕ СПЕШИЛИ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАЗРАБОТОК.
PreviousИстория двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем7 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем1 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем2 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем3 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем4 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем5 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем6 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем7 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем1 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем2 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем3 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем4 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем5 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем6 / 7История двух перспективных поколений 3170/3171 длиной в целое десятилетие так и закончилась ничем7 / 7Next
Ну а Симбир (точнее, еще «шестидесятка») без какой-либо ориентации на запросы и нужды военных создавался на базе шасси прежнего УАЗа только для реализации обычным гражданским покупателям. Именно поэтому машина на стадии разработки получила исключительно закрытый цельнометаллический кузов, а одним из целевых качеств машины для конструкторов была не столько высокая проходимость, которая и так была врожденной, сколько приемлемый уровень комфорта в салоне. Новая модель должна была обеспечить водителю и пассажирам примерно такой же уровень эргономики, шумности и, что называется, уюта, как у обычной российской легковушки.
МИФ 2: ДИЗАЙН НОВОЙ МОДЕЛИ УАЗ БЫЛ РАЗРАБОТАН НА ВАЗЕ
ПРАВДА
Над внешностью уже упоминавшихся Симбиров первых двух поколений, известных под индексами 3170 и 3171, трудились заводские ульяновские художники-дизайнеры А.М Рахманов, Ю.М. Гришин и В.В. Казанцев. Однако внешность УАЗ-3160 – дело рук вазовских дизайнеров, поскольку разработкой экстерьера по заказу Ульяновского автозавода в начале девяностых годов занимались специалисты НТЦ ВАЗ. В то время там как раз работали над новой Нивой ВАЗ-2123.
Почему же заказ по разработке дизайна нового «уазика» отдали на сторону? Во-первых, в приоритете для штатных сотрудников завода в то время были другие машины – в первую очередь, военные (например, тот же 3172). Во-вторых, опытом по созданию чисто гражданских и комфортабельных автомобилей УАЗ не располагал, а ВАЗ был единственным из советских заводов, который смог собственными силами создать с нуля две принципиально новые модели – ВАЗ-2121 и «восьмерку». Наконец, научно-технический центр в Тольятти только-только начал работать, и на тот момент у него были самые современные технологии проектирования автомобилей, о которых другие советские автозаводы на тот момент могли только мечтать.
Для проектирования кузова в Тольятти применили технологии математического 3D-моделирования
В общем, по разным причинам над внешностью будущего УАЗ-3160 с середины 1990 года работали несколько вазовских дизайнеров, среди которых был и Владимир Эрастович Степанов. Именно этот дизайнер НТЦ ВАЗ вместе с А. Беляковым и В. Сёмушкиным в то время прорабатывал облик новой Нивы ВАЗ-2123, которая в варианте от Степанова имела много общего с будущей «десяткой».
В похожем ключе вазовский дизайнер решил выполнить и внешность «своего» УАЗ-3160: мягкие линии и плавные формы, минимум переходов между поверхностями, плоские колёсные арки и довольно тяжеловесная нижняя часть с «надстройкой» крыши и стёкол сверху. И, в общем-то, довольно крупному внедорожнику такая внешность подходила, а с учетом времени округлый макет смотрелся по-настоящему современно.
Было, правда, одно не самое приятное «но»: из-за весьма короткой колёсной базы (2400 мм) машина смотрелась несколько непропорционально и даже несуразно, поскольку пятидверный кузов получился слишком коротким и высоким.
Если до середины кузова с пропорциями порядок, то дальше было бы смешно, если бы не было грустно…
При внимательном рассмотрении уже серийных «шестидесяток» возникало невольное впечатление, что заднее колесо визуально «наезжает» на дверь. Впоследствии исправить этот недостаток удалось как раз на УАЗ-3162 Симбир, колёсную базу которого увеличили до 2760 мм.
PreviousУдлинённый вариант: совсем другое дело!3 / 3Удлинённый вариант: совсем другое дело!1 / 3Удлинённый вариант: совсем другое дело!2 / 3Удлинённый вариант: совсем другое дело!3 / 3Удлинённый вариант: совсем другое дело!1 / 3Удлинённый вариант: совсем другое дело!2 / 3Удлинённый вариант: совсем другое дело!3 / 3NextМИФ 3: КУЗОВ МАШИНЫ ТОЛЬКО НЕМНОГО РАСТЯНУЛИ В ДЛИНУ ПО СРАВНЕНИЮ С «ШЕСТИДЕСЯТКОЙ»
МИФ
Длиннобазные версии мы привыкли встречать у представительских седанов и, как правило, «лонг» получают из короткобазной версии путём удлинения задней двери в её средней части. Однако в случае с УАЗом конструкторы пошли другим путём: машину не просто «растянули» в длину, увеличив колёсную базу на 360 мм, но и заметно изменили форму и конфигурацию задних дверей, из-за чего «шестьдесят второй» получил оригинальные дверные проёмы (точнее, боковины кузова).
Вся прибавка в длине пришлась на колёсную базу. Но машину не просто «растянули» – детали кузова стали другими по форме
Ведь в самом широком месте (вверху) проём прибавил 180 мм, а внизу в районе колёса – аж 225 мм. Из-за этого форма задних дверей в зоне стыковки с крыльями у Симбира и «шестидесятки» заметно отличается как вверху, так и внизу, а задняя ось наконец-то визуально «отъехала» назад, что весьма благоприятно сказалось на пропорциях и восприятии общего облика автомобиля.
PreviousСогласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок4 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок1 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок2 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок3 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок4 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок1 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок2 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок3 / 4Согласитесь, с пропорциями кузова у Cимбира был полный порядок4 / 4Next
Разумеется, увеличение длины кузова с 4240 мм до 4630 мм потребовало применения некоторых оригинальных деталей – например, боковин, панели крыши и дверных окон.
Справедливости ради отметим, что задний свес удлинять не стали, поскольку изменение колёсной базы позволило не только увеличить простор на заднем сиденье, но и разместить в багажном отделении двухместные лавочки, благодаря чему общая пассажировместимость машины увеличивалась до девяти человек.
PreviousМного места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира3 / 3Много места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира1 / 3Много места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира2 / 3Много места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира3 / 3Много места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира1 / 3Много места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира2 / 3Много места для людей и грузов за небольшие деньги – такое определение точно отражает сущность Симбира3 / 3Next
Как и УАЗ-3160, удлинённый вариант сохранил «японскую» схему открытия пятой двери на правую сторону
Поэтому, несмотря на идентичность задней части у «короткой» и «длинной» моделей, считать Симбир просто немного растянутой «шестидесяткой» нельзя. Ведь машина получила не просто более длинные двери: их форму пересмотрели для того, чтобы улучшить внешний вид и облегчить посадку-высадку на заднее сиденье.
Но не дверями едиными! В 2001 году на Московском автосалоне продемонстрировали УАЗ-31622, который отличался от «шестидесятки» и обычного Симбира оригинальным решением передней части с крупными блок-фарами. Впоследствии подобное оформление передней части получил Патриот.