История Второй мировой войны, а также других исторических конфликтов изобилует интересными историями, связанными с военной техникой, призванной в то время к жизни. В эту категорию, без сомнения, можно поместить концепцию бетонных кораблей, которые она использовали американская и немецкая армии.
- Первый плавучий автомобиль из бетона-это лодка 1848 года, построенная Джозефом-Луи Ламботом
- США первыми хотели использовать бетонные корабли для военных действий из-за проблем с доступом к Стали во время Первой мировой войны
- США использовали этот тип кораблей также во время Второй мировой войны, в том числе во время высадки в Нормандии
- Бетонщики строили и Третий Рейх, а также в оккупированной Польше, в Дарлове и Свиноуйсьце
Военные конфликты-это время напряженной работы ученых и инженеров, которые по случаю войн вызывали к жизни много новых, часто чрезвычайно инновационных изобретений, которые впоследствии попадали и в нашу повседневную жизнь. В эту категорию мы вряд ли поместим бетонные корабли, о которых сегодня на самом деле уже не слышали, но их история, безусловно, является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны.
Но не только. История этого типа транспортных средств идет гораздо дальше. Первым плавающим автомобилем сделанным из бетона, армированного железа это лодка Джозефа-Луи Ламбота 1848 года, которой Француз хвастался на международной всемирной выставке в 1855 году. Его проект положил начало целой серии бетонных барж, которые плавали по европейским каналам, а в начале XX века во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании, Норвегии и США начали строить еще большие баржи такого типа. Один из таких кораблей, построенный в 1917 году Виолетта, по сей день служит, впрочем, и является самым старым, постоянно действующим бетонным кораблем в мире.
Бетонные корабли вступают в строй
Военная история бетонных кораблей, однако, начинается только в США, во времена Первой мировой войны. Когда Соединенные Штаты вступили в войну в 1917 году, Сталь была дефицитным товаром, и в то же время у американцев был большой спрос на новые корабли. Поэтому их взгляд упал на судна, изготовленные из легкодоступного дешевого бетона. У этого типа кораблей, конечно, были свои недостатки - во главе с высокими затратами на строительство и содержание, и небольшими трюмами. Их коронным аргументом были низкая стоимость материалов и общая доступность бетона. Так, в 1917 году тогдашнее правительство наняло норвежского инженера Н.К. Фугнера, который должен был курировать проект кораблей, построенных из железобетона, и еще в августе того же года Фугнер спустил на воду первый такой корабль, Намсенфьорд. Вскоре после этого американское правительство поручило построить 24 бетонных корабля, предназначенных для обслуживания в том числе как транспортники или танкеры.
Однако американцев удивила обстановка на фронте. Ибо война закончилась уже в 1918 году, и за это время успели начаться работы только с дюжиной таких кораблей, которые в конце концов все же удалось завершить и продать частным компаниям. А те использовали их в самых разных целях. Один из таких кораблей функционировал, например, как тюрьма, другой-как танцевальный клуб и ресторан, а другой-как склад во времена запрета, используемый для контрабанды алкоголя с Багамских островов.
Золотая эра бетонного флота
Для своего боевого крещения бетонному флоту американцев пришлось ждать до Второй мировой войны, когда ситуация повторилась несколько десятилетий назад. Сталь снова стала дефицитным товаром, и в 1942 году правительство США решило вернуться к экспериментальному проекту бетонных кораблей, в очередной раз решив построить 24 таких корабля. Три десятилетия технологического прогресса не прошли даром и строит США корабли легче и более долговечны, чем их аналоги с времен первой мировой войны, и, кроме того, Американцы строили их действительно впечатляющими темпами один корабль в месяц!
Два из них приняли участие в реальных боевых действиях. В 1944 году SS David O. Saylor и SS Vitruvius отправились в путешествие по Европе, где они должны были принять участие в операции D-Day, то есть высадке союзников в Нормандии. Оба корабля плыли на Старый Континент в конвое из дюжины старых, запущенных кораблей, которые должны были сыграть довольно важную, хотя, конечно, и не славную, роль в этом событии. Их вид напоминал, скорее, плавучий металлолом и был так жалок, что течет на Vitruviusie американский трейдер Ричард Пауэрс заявил тогда, что "У-Боты не были столь глупыми, тратить торпеды, чтобы потопить нас". Таким образом, весь конвой прибыл в Великобританию без каких-либо проблем.
Для каких целей бетонные корабли отплыли на другой берег Атлантики? Вместе с другими запущенными старыми кораблями они должны были служить там волнорезами. Корабли тонули примерно в трехстах метрах от пляжа в Нормандии, и их обломки успокаивали бурные волны, так что тысячи мелких судов могли добежать до пляжа, перевозя на нем войска и припасы. Интересно, что самого Витрувиуса удалось потопить только на четвертый день вторжения-раньше это было невозможно из-за немецкого артиллерийского обстрела. Однако во время D-Day бетонные баржи служили и для других целей-в качестве транспортов для топлива и боеприпасов и оборонительного элемента так называемых портов Малберри, служивших для быстрой выгрузки грузов на берег.
И какая судьба постигла другие бетонные корабли, построенные для ВМС США?
Девять из них были намеренно потоплены, служа волнорезами, два "работают" по сей день в качестве причалов в штате Орегон, а семь функционируют как волнорезы в Канаде. В то же время стоит добавить, что Соединенные Штаты были не единственной страной, которая использовала эти необычные корабли во время Второй мировой войны. Аналогичную программу ввела в действие и гитлеровская Германия.
Интересно, что большинство немецких бетонных кораблей строились в Польше, например, в Дарлове или Свиноуйсьце. В Дарлове были построены специальные сухие доки, где на деревянный, перевернутый вверх дном корпус корабля накладывали стальную арматуру, а все заливали бетоном. В Дарлове были созданы в общей сложности четыре корабля этого типа - один из них лежит сегодня в померанской Бухте, а лучше всего сохранившийся бетонный корабль с тех времен можно полюбоваться на озере Домбе, в окрестностях Щецина. Немецкая армия строила такие корабли и во время оккупации Греции в 1942-1944 годах, где использовала их в транспортных целях. Аналогичные корабли, но только два, во время Второй мировой войны также построила Япония, американцы также использовали бетоносмесители в качестве волнорезов во время вторжения в Иводзиму в 1945 году.
Таким образом, корабли этого типа не имели, возможно, какой - то почетной роли в действиях Великой войны, но нельзя недооценивать их роль-особенно во время высадки в Нормандии и по сей день остаются одной из самых интересных технологических новинок Первой и Второй мировых войн.
Спасибо за уделённое время данной статье! Подписывайтесь на канал, обнял поднял😘