Онлайн-обучение можно считать особым типом учебного комплекса, который предоставляется для получения образования через Интернет. За последнее десятилетие онлайн-курсы стали популярной альтернативой для широкого круга студентов, включая тех, кто желает получить образование без отрыва от работы или воспитания детей. Онлайн-программы обучения и курсы чаще реализуются через платформу обучения учебного заведения, хотя некоторые из них доступны с использованием альтернативных технологий.
Основное различие между онлайн-обучением и традиционным заключается в том, что онлайн-образование освобождает студента от обычных атрибутов обучения:
🍒 необходимости добираться до образовательного учреждения,
🍒 обязательности соблюдения расписания занятий;
🍒 обеспечение физического присутствия для обучения и сдачи промежуточных аттестаций в любой форме.
Возможность получить диплом из любой точки мира особенно привлекательна для работающих, у которых нет ни времени, ни возможности посещать занятия. Многие из этих студентов хотят либо продвинуться по карьерной лестнице, либо полностью сменить профессию, а онлайн-образование позволяет им продолжать свою профессиональную деятельность, не покидая рабочее место, даже если работа связана с частыми командировками.
В то же время онлайн-режим позволяет учиться и сдавать тесты в удобное для них время и в удобном месте, учиться в своем собственном темпе, быстрее проходить курсы.
По данным американского Национального центра статистики образования на осень 2017 года 3,1 миллиона студентов программ высшего образования обучались исключительно в режиме онлайн-программ. Большинство из них были на уровне бакалавриата.
Рынок MBA, программы подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена, наглядный пример перспектив онлайн-обучения, в том числе в высшем образовании. В 2016 году Университет штата Иллинойс запустил программу «iMBA» в партнерстве с Coursera, стоимость которой составляла треть стоимости традиционной программы MBA - 22 000 долларов США за весь период обучения. Всего три года спустя программа показала экспоненциальный темп роста - 2000 студентов, обучающихся в данном режиме. Весной 2017 года университет объявил о закрытии традиционных программ обучения MBA, чтобы сосредоточить свои ресурсы на онлайн-версии.
Роберт Монро, директор онлайн-программы MBA, Tepper School of Business, считает, что качество образования, полученного в онлайн-формате, не должно отличаться от очного обучения. Единственным существенным отличием должно быть то, как проводятся занятия.
При выборе онлайн-программы обучения учащиеся не ограничены программами, физически расположенными на доступном расстоянии от них.
Онлайн-программы отличаются большей гибкостью при их усвоении. Студенты, осваивающие профессию или профессиональный навык в режиме онлайн, получают существенное конкурентное преимущество на глобальном рынке рабочей силы благодаря использованию и практике работы с онлайн-технологиями
Цифровизация учебных достижений студентов предвещает новую эру большей прозрачности результатов образования - эру широких возможностей предоставлять результаты каждого обучающегося, опираясь на которые работодатели могут принимать решения о найме на работу конкретного студента. В связи с тем, что обучение происходит в режиме онлайн и все чаще представляется в виде цифрового портфолио, цифрового следа обучающегося, работодатели в конечном итоге получат больше возможностей для оценки навыков и компетенций кандидатов и работников.
Онлайн-обучение реализуется преимущественно в дистанционном формате. Дистанционное обучение обычно предлагается с использованием одного из этих методов или их комбинации:
💎100% онлайн-образование. Получение дипломы на 100% в режиме онлайн, не выходя из дома, без необходимости посещать колледж или университетский городок.
💎 Гибридное образование - Гибридное образование позволяет студентам изучать онлайн-курсы и курсы на базе образовательного учреждения.
💎 Онлайн-курсы - Несмотря на то, что онлайн-курсы могут быть частью образовательной программы, их также можно пройти самостоятельно, чтобы освоить определенный предмет или получить определенный навык.
💎 MOOC - MOOC, или массовые открытые онлайн-курсы, обычно реализуются в форме лекций в онлайн-классы, в которых могут обучаться до 10 000 человек.
Независимо от того, какой тип или типы онлайн-обучения выбран, направления, как правило, многочисленны. Онлайн-образование на сегодняшний день охватило почти все области и дисциплины в академических кругах, за очень немногими исключениями. Самые популярные программы для получения онлайн-образования включают в себя получение профессиональных навыков по:
👑 уход и присмотр;
👑 бизнес-администрированию;
👑 уголовному правосудию;
👑 бухгалтерскому учету;
👑 компьютерным и информационным технологиям;
👑 дошкольному образованию.
Конечно, нет ничего идеального, и хотя есть много преимуществ, у онлайн-образования есть недостаток - отсутствие личного общения и постоянного "живого" контроля.
Для многих обучение - это, по сути, социальная деятельность, и эти социальные взаимодействия между людьми являются очень важным компонентом их образования.
Чтобы снизить влияние этого негативного фактора, многие онлайн-школы начали предлагать широкий спектр услуг, которые обеспечивают взаимодействие учащихся со своими сверстниками и преподавателями. Обычно для этого используются онлайн-доски объявлений и чаты, видеоконференции и веб-форумы.
Онлайн-колледжи предоставляют возможности сетевых программ. Их ключевое преимущество - возможность связаться с другими учащимися, профессиональными наставниками, сообществом выпускников, связанным с колледжем или институтом традициями, и обратиться за поддержкой к ним; а также возможность использовать материально-технических ресурсы сетевых учебных заведений.
Общение с однокурсниками помогает студентам добиться успеха в социальном и академическом плане. Студенты, использующие все преимущества сетевого взаимодействия в процессе обучения, заканчивают обучение в два раза быстрее, чем студенты, которые не присоединяются сетевым платформам, и с гораздо большей вероятностью будут продолжать обучение в таком формате. Они достигают этого, задавая вопросы; формируя проектные команды, учебные и специальные группы по интересам; делясь проблемами и успехами, советами; предоставляя и получая поддержку от других студентов.
Для студентов, у которых нет возможности получить желаемое образование в непосредственной близости от дома, онлайн- или гибридное обучение позволит получить необходимые навыки, получить диплом. Но важно помнить, что не все онлайн-программы одинаковы. Студенты должны получить ответы на следующие вопросы, прежде чем получить степень в онлайн-формате:
📌 «Является ли онлайн-программа эквивалентной или лучшей, чем сопоставимые программы на базе образовательного учреждения?»
📌 «Улучшает ли технология или заменяет взаимодействие студентов и преподавателей?»
📌 «Сколько времени будет у студента на взаимодействие с преподавателями?»
📌 «Какой документ получит студент в результате обучения?»
📌 «Получит ли студент доступ к услугам по трудоустройству и карьерному росту и к сетевым возможностям?
Кроме того, для освоения программ онлайн-обучения необходимо время и высокая степень самодисциплины для завершения обучения. Самые успешные в онлайн-обучении студенты становятся мастерами по управлению временем: они получают навык сбалансирования работы в режиме полного рабочего дня, выполнения семейных или других личных обязанностей и вырабатывают умение надлежащим образом распределять и планировать свое время, чтобы поддерживать постоянно равновесие между важными составляющими своей жизни.
Многие онлайн-программы предлагают услуги по трудоустройству, чтобы помочь студентам определить потенциальные должности и ближайших работодателей. Онлайн базы данных о карьере и стажировке связывают студентов и работодателей. Например, американский Университет Рутгерса предлагает онлайн-практикум и курс обучения навыкам получения академического кредита. Учебное заведение помогает студентам находить вакансии, но не может гарантировать их зачисление.
Большое значение имеет также то, что большая часть программ повышения квалификации различный предприятий и корпораций также предоставляется в режиме онлайн, что приводит к тому, что границы между образованием, осуществляющимся в пределах в учебных заведений, и профессиональной деятельностью на рабочем месте будут продолжать стираться.
Лидеры бизнеса признают, что рынок профессионального образования находится в стадии эксперимента и start-up внедрения разнообразных онлайн образовательных предложений. Качественное онлайновое профессиональное образование теперь можно получить в Интернете от многих ведущих университетов мира, но результаты, полученные после освоения данной программы, могут значительно различаться.
Профессиональная оценка онлайн-программ и анализ опыта самореализации студентов, получивших образование в онлайн-режиме - это задача для рынка труда, который со временем решит эти задачи и выработает стандарты для процесса и результатов обучения. Таким образом, судьба онлайн-образования в руках работодателей, который станут ключевыми арбитрами для определения стоимости такого обучения, его распространенности и степени внедрения в образовательную среду.