Хуже всего, когда кто-то берёт на себя право решать, какая музыка хорошая, а какая не отвечает высоким требованиям морали (духовности, красоте, мелодичности ... вставить нужное). Человеку не дают возможность сделать выбор самому, а навязывают своё мнение.
Не надо так.
В недалёком прошлом в Советском Союзе существовала практика составления списков "плохих композиторов". Самый, пожалуй, известный - так называемая "Хренниковская семёрка".
Это группа авторов, раскритикованных в докладе первого секретаря правления Союза композиторов СССР Тихона Николаевича Хренникова в ноябре 1979 года.
Вместо того, чтобы предоставить всем и каждому возможность познакомиться с сочинениями опальных авторов, их попросту запретили.
Благо те времена уже прошли и сейчас мы можем слушать любую музыку. Хотя ... недавно попалась публикация, где автор с серьёзным лицом предлагает ввести цензуру на музыкальные произведения.
Меньше слов - больше музыки. Музыка сама расскажет о себе лучше, чем тысячи докладов и рецензий.
Елена Олеговна Фирсова
Русский и советский композитор, автор более ста произведений во всех жанрах академической музыки.
Сочинение 1979 года. Кантата для голоса и камерного оркестра на стихи Осипа Мандельштама - Tristia.
Дмитрий Николаевич Смирнов
Советский и британский композитор, скончавшийся в апреле этого года от всем известной инфекции.
Был женат на Елене Фирсовой. Их дочь - Алиса - пианистка, дирижёр и композитор.
"Семейный концерт" для фортепиано и семи инструментов 2005 года - плод их совместного творчества. Произведение посвящено Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу и состоит из трёх частей:
"Красные колокола" написал Дмитрий Смирнов, "Чёрные колокола" - Елена Фирсова, "Голубые колокола" - Алиса Фирсова.
Александр Аронович Кнайфель
В 1996 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Кроме произведений академической музыки много работает для кинематографа, автор саундтреков к фильмам "Рафферти", "Торпедоносцы", "Криминальный талант" и другим.
Сочинение 1966 года - Пассакалия - версия для фортепиано.
Виктор Евсеевич Суслин
Русский пианист и композитор, умер в 2012 году в Гамбурге, где проживал с 80-х годов.
Автор многочисленных сочинений для симфонического и камерного оркестров.
Произведение 1990 года для альта, виолончели и контрабаса "Grenzubertritt" ("Преодоление границ"). Партию контрабаса исполняет сын композитора - Александр.
Вячеслав Петрович Артёмов
... выдающийся композитор. Его "Реквием" поднял русскую музыку на недосягаемую прежде высоту. Благодаря Артёмову мы не только достигли в этом жанре европейского уровня, но и превзошли его наивысшие достижения - "Реквиемы" Моцарта и Верди.
Это мнение Тихона Хренникова, спустя девять лет после разгромного доклада.
Фрагмент "Реквиема" (1988 год) - Dies Irae.
София Асгатовна Губайдулина
Пожалуй, самый известный композитор "семёрки".
На канале уже неоднократно выходили материалы о её творчестве.
В процессе подготовки ещё несколько статей.
Сочинение 2009 года - Fachwerk для баяна, ударных и струнного оркестра.
Эдисон Васильевич Денисов
Советский и российский композитор, умерший в Париже в 1996 году.
В СССР его музыка не признавалась, на Западе его называли "Моцартом ХХ века".
Произведение 1964 года. "Солнце Инков" для сопрано и ансамбля инструментов на стихи Габриэлы Мистраль.
"Хренниковская семёрка" навсегда вошла в историю, так же как "Французская шестёрка", или "Могучая кучка", или "Дармштадтская тройка".
Запреты и цензура - следствие недалёкого ума. Всё решает слушатель и время. Но даже, если у сочинения только один любитель - оно имеет право на существование.
Традиционная несмешная байка:
В 1963 году Мстислав Леопольдович Ростропович решил получить Ленинскую премию. С этой целью он утвердил себе на сезон огромную и сложную программу - одиннадцать сольных концертов с разными оркестрами.
Цикл назвали "История виолончельного концерта" или - кулуарно - "От Адама до Арама". Некоторые произведения исполнялись в Советском Союзе впервые. Среди них был концерт Дариюса Мийо.
Во время выступления Ростропович вдруг забывает текст. Вдохновенно водя смычком и не открывая глаз, он шёпотом сообщает дирижеру:
- Старик, я забыл текст, скажи, где мы играем?
Дирижёр быстро отвечает:
- Ящик коньяку!
- Меня Галька убьёт!
- Ну, я могу и так постоять. Смотри, ты уже пассажик пропустил!
Наконец дирижёр говорит какие-то тайные слова, по которым Ростропович понимает, где он находится в партитуре и доигрывает концерт как ни в чем не бывало.
Ни один человек в зале этого не заметил.
Каталог всех публикаций канала.
Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!