Найти тему
Татьяна Егорова

Как научить 4-летку играть самостоятельно?

Оглавление
источник: pixabay.com
источник: pixabay.com
- Ма-ам! Поиграй со мной! - хнычет сынок, протягивая к ней свои игрушки.
- Подожди, мой хороший, доварю кашу и поиграем - отвечает уставшая за целый день мама.
-Не-ет! Хочу сейчас!...

Каждой маме, имеющей ребенка дошкольного возраста, знакома непростая ситуация: как и чем занять своего карапуза, если он постоянно зовет маму поиграть, а ей в доме нужно переделать столько дел!

И "постирать белье, приготовить обед, убраться в квартире" - это лишь малая часть от того, что стоит в бесконечном списке.

Если семья маленькая, папа на работе, а в доме нет никаких помощников в лице бабушки-дедушки и старших деток, задача для мамы "все успеть сделать" достаточно усложняется.

Приходится выкручиваться, рассчитывать только на свои силы. А усталость никто не отменял.

Есть несколько рекомендаций, как можно решить эту проблему:

1. Присмотритесь к своему ребенку, какой он по темпераменту и подберите то, что ему подходит

Все малыши очень разные и потребности "поиграть самостоятельно" у всех тоже не одинаковые. По типу темперамента различают сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Дети первых двух типов темперамента могут играть дольше, чем двух последних типов. Объясняется это разной скоростью и подвижностью нервных процессов в организме.

Если одним удается занимать себя в течение получаса и более, то другим важно присутствие мамы, ее поддержка, поощрение и направление игры в нужную сторону.

Поэтому, зная эти особенности, мама параллельно со своими текущими делами чередует самостоятельную и совместную игру с ребенком, а также привлекает его к помощи по дому.

Определить тип темперамента у своего ребенка можно путем наблюдений за его поведением. Есть такая наглядная схема 4 типов темперамента:

источник: medunica-kcri.ru
источник: medunica-kcri.ru

По ней просто отметьте те черты, которые ребенок проявляет чаще всего в течение дня и посмотрите, какой из четырех секторов набрал наибольшее количество галочек. Это и будет его предполагаемый тип темперамента.

Помните, что возможно сочетание 1-2 типов в зависимости от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок.

Напишите в комментариях, получилось ли определить темперамент у своего ребенка?

2. Привлекайте своего ребенка к посильным для него поручениям как можно раньше

У малыша нет практического опыта, поэтому ему трудно занимать себя продолжительное время. А чтобы он чему-то научился, нужно терпение. Это замечательный период, когда он все впитывает, как губка и охотно соглашается помочь.

Поэтому, сначала делаем какое-то дело вместе. Как только освоил какой-то навык, закрепляем на практике и постепенно передаем ему делать самостоятельно.

К примеру, двухлетка вполне может положить кубики в ящик, поставить чашку в посудомойку, вытереть тряпкой пыль. Деткам постарше можно дать более сложные поручения.

3. Малышам важно не только поиграть, но и побыть рядом с мамой, чтобы чувствовать себя частью ее жизни

Именно поэтому дошкольники часто цепляются за маму, обращая на себя внимание в самый разгар ее неотложных дел. В этом случае можно приобщить ребенка к текущим "взрослым" делам.

К примеру, мама готовит, а малышу выделяет небьющуюся посуду, дает повозиться с пластиковыми емкостями, кастрюльками-крышками. Ребенка постарше попросите порезать отварные овощи, накрыть стол скатертью, расставить тарелки и столовые приборы и т.д.

4. Пересмотрите игрушки в комнате или в детском уголке у ребенка

Гораздо легче сейчас организовать доступное и безопасное пространство, когда каждый тип игрушки на своем месте в своих коробках без мелких деталек, чем рыться в большом хаосе и дёргаться каждый раз, когда кроха может засунуть себе что-то мелкое и опасное в самое неподходящее место.

источник: pixabay.com
источник: pixabay.com

При сортировке игрушек пользуйтесь правилом "чем меньше однотипных игрушек, тем лучше"!

Пара машинок, пара кукол и мишек разного размера, несколько кубиков, пирамида с кольцами, набор детской посуды, набор кукольной мебели и т.п. в зависимости от возраста ребенка будет вполне достаточно.

Если игрушек очень много, просто спрячьте часть и каждую неделю меняйте. Так интерес к ним в игре у ребенка сохранится дольше.

5. Выделите пространство для творчества

Дошкольники любят рисовать в самых неожиданных местах, и если вы не хотите увидеть милые детские каракули на обивке дорогого дивана или на новых обоях, продумайте уголок для творчества.

Подойдет большой ватман на полу или закрепленный на стене на уровне роста ребенка. С маленькими рисуйте вместе, с ребенком постарше можно придумывать целые сюжеты, задавать темп и подбадривать в процессе всего самостоятельного рисования.

6. Вечерами и по выходным введите добрую традицию совместных игр всей семьей

Настольные и командные игры, подвижные и смешные, логические и всякие-разные в зависимости от возраста.

Ребенок, который достаточно играет с родителями и участвует в жизни семьи, гораздо быстрее становится самостоятельным в своей игре.

источник: pixabay.com
источник: pixabay.com

Потому что игра - это еще и творческий процесс, когда задействовано наглядно-действенное и образное мышление. Когда хочется самому выдумывать и творить что-то новое. А это хорошо увлекает. Многих - надолго, что даже приходится несколько раз звать на обед или ужин, отрывая от игры))

Грамотная спланированная родителями как совместная, так и самостоятельная деятельность ребенка здорово сближает всех членов семьи и у ребенка создается теплое ощущение сопричастности к общему делу и своей значимости для мамы и папы.

А как вы научили своих дошкольников самостоятельной игре? Буду рада, если поделитесь в комментариях.