Ожившие комиксы: киноадаптации-2

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“. Одна из них — француз югославского происхождения Энки Билал, известный не только как художник и автор комиксов, но и как режиссер с уникальным кинопочерком. Фантастический фильм “Бессмертные: Война миров“ (2004) снят режиссером Билалом по знаменитой трилогии “Никополь“ комиксиста Билала. Точнее, в основу фильма положены первые две книги трилогии: “Ярмарка бессмертных“ и “Женщина-ловушка“. По словам очевидцев, сюжет фильма, который я смотрела, заметно отличается от графических романов, которые я не читала, хотя общая канва повествования сохранена. У поклонников трилогии очень разное отношение к фильму: кому-то “Бессмертные“ пришлись по душе; кто-то считает, что фильму далеко до комиксов. Но все сходятся в том, что что творчество Билала в любом его проявлении достойно внимания.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.

И снова неутомимый британец Алан Мур и его очередное творение (в соавторстве с художником Дэвидом Ллойдом) — “V“ значит Вендетта“. В 2005 году антиутопия была экранизирована Дж. МакТигом с Натали Портман и Хьюго Уивингом в главных ролях. К сценарию приложили руку, или сразу несколько рук, сестры Вачовски, которые в то время были еще братьями. Стильный, ставший культовым, фильм не является точной экранизацией комикса, но достаточно точно передает его атмосферу и основную идею. В обоих произведениях события разворачиваются в альтернативной Англии недалекого будущего: в стране установился неофашистский режим, с которым главные герои вступают в борьбу, причем не всегда легитимными методами. Именно после фильма маска Гая Фокса, которую носит герой Уивига, стала символом политического протеста. Несмотря на культовый статус фильма и особую любовь киноманов, Алан Мур остался недоволен экранизацией, запретил упоминать свое имя в титрах и отказался от гонорара.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-2

Криминальный триллер 2005-го года “Оправданная жестокость“ (в оригинале “A History of Violence“) Дэвида Кроненберга с Вигго Мортинсеном в главной был снят по одноименному графическому роману сценариста Джона Вагнера и художника Винса Локка. Концовка фильма сильно отличается от комикса, поэтому по возможности рекомендуется ознакомиться с обоими произведениями. Фильм в свое время получил премию “Оскар“ за лучший адаптированный сценарий.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-3

Нестандартная ситуация произошла с фильмом “Фонтан“ (2006) Даррена Аронофски. Фильм не является экранизацией комикса, но без комикса в данной истории тоже не обошлось. Аронофски написал два сценария к фильму. Первоначальный замысел 2002 года предполагал участие Брэда Питта и Кейт Бланшетт, однако в самом начале съемок у режиссера возникли разногласия с Питтом, — и последний покинул проект. После ухода звезды такого уровня кинокомпания Warner Brothers отказалась спонсировать проект Арновоски, не увидев в нем коммерческого потенциала. Спустя 2 года Аронофски переписал сценарий под новый бюджет, вдвое меньший, и пригласил других актеров, Хью Джекмана и Рэйчел Вайс. А по первому сценарию режиссер сделал графический роман, который опубликовал в авторитетном издательстве Vertigo (DC) на год раньше выхода фильма. То есть хронологически комикс предшествует фильму, при этом фильм представляет альтернативное развитие истории. Интересно, что комикс был успешным и реабилитировал Аронофски в глазах Warner Brothers, давшей режиссеру второй шанс. От себя добавлю, что комикс ошеломляюще красив, и, быть может, однажды я о нем напишу.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-4

Фильм Стивена Фрирза “Неотразимая Тамара“ (2010) характеризуют как стопроцентно британский. Знаете, та особая разновидность задушевных британских комедий, одновременно грустных и смешных? Картина снята по одноименному комиксу Пози Симмондс, который в 2005-06 годах каждую неделю — 110 выпусков! — выходил в The Gardian. Интересно, что сам комикс является вольной адаптацией классического романа Томаса Харди “Вдали от обезумевшей толпы“.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-5

В основе известного фильма “Призрачный мир“ (2011) Терри Цвигоффа лежит одноименный графический роман Дэниэла Клоуза. Через рассказ о жизни двух подростков-аутсайдеров создатели фильма попытались осмыслить американский образ жизни, каким он был в 90-х годах прошлого века. Это немейнстримовое кино, поэтому приговор Цвигоффа и Клоуза, совместно написавших сценарий к фильму, суров и не подлежит обжалованию. Главные роли в киноадаптации исполнили юные звездочки Скарлетт Йохансон и Тора Бёрч.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-6

Хронологически “Призрачный мир“ — второе детище тандема Цвигоффа и Клоуза: за пять лет до него вышла менее известная картина Т. Цвигоффа “Реклама для гения“ (в оригинальном названии “Art School Confidential“, 2006). В основе фильма лежит небольшой комикс Д. Клоуза из сборника “Eightball“, рассказывающий о приключениях некоего Джерома Платца в художественной школе. Несмотря на заметную разность в масштабе: полнометражный фильм против комикса на пару страниц, первый достаточно точно отражает общее настроение второго.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-7

В 2011 году стахановец от французского кинематографа Люк Бессон выпустил фильм “Необычайные приключения Адель“, в основе которого лежит легендарная и очень любимая французами серия комиксов живого классика Жака Тарди о похождениях бойкой журналистки Адель Блан-Сек. Бессон, Тарди, приключения в духе Индианы Джонса (или Тинтина, кому как нравится) и даже стимпанк, мрачному обаянию которого трудно сопротивляться,— все это должно было обеспечить фильму бешенный коммерческий успех. Но что-то пошло не так, хотя и провалом назвать язык не поворачивается. В целом, поклонники оригинальных комиксов и фанаты фильмов Бессона отнеслись к “Адели“ благосклонно, поэтому не стоит выбрасывать его из рекомендаций к просмотру.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-8

Совершенно неожиданной стала для меня новость, что наделавший в свое время много шума фильм Абделатифа Кешиша “Жизнь Адель“, обладатель “Золотой пальмовой ветви“ Каннского кинофестиваля в 2013 году, тоже снят по комиксу. А именно: по графическому роману двадцатилетней Жюли Маро “Синий — самый теплый цвет“. Несмотря на тему однополой любви, беспрецедентно откровенные сцены лесбийского секса и трехчасовую протяженность, фильм пришелся по душе не только критикам, которые априори благожелательно настроены к подобным картинам, но и простым зрителям. Понравился фильм и Жюли Маро, которая лишь осудила пресловутые постельные сцены, назвав их нелепыми. И это при том, что в романе и кино рассказаны все-таки несколько разные истории с разной концовкой. Да и цветовые палитры для своих полотен комиксистка и режиссер взяли с разных концов радужного спектра. В свое время поговаривали о сиквеле, причем информация исходила из уст самого Кешиша, но пока планы так и остались планами.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-9

И в завершение обзора кинокомиксов — картина режиссера, который в 2019 году был на слуху благодаря своему новому творению “Паразиты“. Семь лет назад южнокорейский режиссер Пон Джун Хо адаптировал известный графический роман Жака Лоба и Жана-Марка Рошетта “Сквозь снег“ (в оригинале "Le Transperceneige", 1982). Нельзя сказать, что фильм прошёл незамеченным: все-таки режиссер уже прославился картиной “Воспоминания об убийстве“ (2003), да и в киноадаптации снялись известные актеры во главе с инопланетной Тильдой Суинтон. Но к 2019 году картина успела покрыться толстым слоем пыли, которую неожиданно смахнула пандемия COVID-19. Причина чудесного воскрешения — в постапокалиптическом сюжете: после гибели основной части человечества в результате экологической катастрофы парочка тысяч оставшихся в живых землян мчится сквозь ледяную мглу без остановок в длинном поезде навстречу… Чему? Да ничему! Теперь это их жизнь, и не всех она устраивает.

Во франкоязычной Вселенной комиксов есть несколько звезд, чьи имена знакомы практически всем адептам “девятого искусства“.-10